Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 572   >>>

  

— 572 —

Мальчиков поят более крепкими спиртными напитками, из них с водкой знакомо 67,9°/о; из девочек же—42,6°/о. Относительно менее крепких напитков питейное дело обстоит так: с пивом знакомо мальчиков 59,6°/о и девочек 53,4°/о; с виноградным красным, так назыв., церковнымь вином знакомо мальчиков 9,9°/о и девочек 25,3°/о.

§ 4. Частота опьянфния у школьников.

Из 9.780 пьющих мальчиков напивалось 1.542 или 15,5%; а из 3.885 пьющих девочекъ—120 или 3,2%.

Распределение напшавшихся школьников по возрастным группам всех пьющих.

МАЛЬЧИКОВ.

ДЕВОЧЕК.

. а

■а

, а

4

* 2

о иа

g

Возрастные группы.

а

ф

2>

до.и

1 и а

а ®

3 * § * ® со

w В ® £ Я" ° и

5 и

ss

1 *

л 00

О о 3

ЕЕ СЕ

О о я

Я IS

7 и 8 лет . .

576

13,77о

233

1,7%

9 и ИО „ ...

2.358

14,8 „

1.064

2,0 „

11, 12 и 13 лет. Свыше 13 ., .

1.730

18,4

455

4,0 „

46

21,7 „

3

33,3 „

Сельские школьники начинают испытывать опьянение с ранних лет, особенно мальчики. С годами, по мере увеличения лет, состояние опьянения соответственно учащается; после 13 лет наблюдается максимум, так что с большой вероятностью можно утверждать, что вскоре после 13 лет мы должны встречать все чаще и чаще даже сформировавшийся, заправский алкоголизм. И жизнь подтверждает пас. Наша личная практическая деятельность и отчеты Тульского и Ярославского „приютов для опьяневшихъ*, охватывающие более 10.000 алкоголиков, красноречиво свидетельствуют об этом.

Спрашивается, какая же доза требуется, чтобы школьнику почувствовать оньянение? На это отвечают сами дети,—по их словам: они „пьяны бывали с 1 — 11 а рюмок водки, много с двух рюмокъ!*, и при этом находят состояние своего опьянения „очень и очень веселымъ"; но иной раз вместо веселья наблюдается совсем другое. Так учитель сообщает об одном ученике 12 лет, что „часто по утрам он бывал в возбужденном состоянии, выражавшемся в волнении и слезах, что учителя крайне удивляло. Оказалось, что этот ученик иногда по утрам просит у отца рюмку водки и перед чаем выпиваетъ".

— 573 —

§ 5. Отношение школьников ко вкусу спиртных напитков.

Из 9.004 пьющих мальчиков вкус этих напитков „нра-вится“ 54,5%, а из 3.G11 пьющих девочек нравится—50,2%.

Что именно нравится?

Из 2.521 Изъ836пью-НРАВИТСЯ. пьющих щихъдево-

мальчиков.

чек.

Водка.......

9,3°/0

Пиво........

42,1 „

54,9 „

Водка и пиво. . . .

14,3 „

4,4 „

Красное „церковное*

‘ вино. . .

1 / ,5 „

24,6 „

Красное „церковное"

вино и пиво.

3,2 „

6,0 „

Наливки, запеканка,

рябиновка,

коньяк . . . . .

• • • •

0,1 „

О

СО

Все напитки . . . .

0,2 „

-

Половина пьющих. мальчиков и девочек относятся доброжелательно ко вкусу спиртных напитков, с некоторым различием во вкусах, именно, 37% пьющих мальчиков одобряют вообще водку, а девочки в 13,7% случаев.

Вкусовые положительные ощущения, „нравится" распределяются в нисходящем порядке следующим образом: у мальчиков на первом месте пиво—42,1%, на второмъ—водка 22,6°/0, на третьемъ—„церковное" красное вино—17,5°/„ и т. д. У девочек на первом метге пиво—54,9°/0, на второмъ—„ церковное *• красное вино 24,6°/0, на третьемъ—водка 9,3°/0. Не так уж редки случаи, когда мальчики, реже девочки, употребляющие спиртные напитки, определенно заявляют, что. вкус водки им больше нравится, чем пива. Наконец, встречаются школьники, для которых „все напитки хороши" или „все нравится". Красное „церковное" вино пользуется у детей славой „вкусного лакомства"; по мнению детей, от красного вина пьяным нельзя сделаться, тем не менее, один мальчик им напивался. Поэтому то обстоятельство, что в число привлекательных детских спиртных напитков, кроме водки с пивом, входит также „церковное" красное вино, вряд-ли может успокаивать нас, так как мы отлично знаем, что существует целая группа алкоголиков, которые начали свой скорбный путь с употребления „сладкихъ" вин, сладость вина их привлекала и устраняла всякия опасения. Факт подобного любовного отношения детей к алкоголю, хотя и субъективен, но тем не менее этой субъективности в натуре вещей соответствует грозная реальность. С