Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 563   >>>

  

- 663 —

рых зависите создание иных, новых условий, направляющих ее на торную и верную дорогу.

В настоящее время в особом совещании комиссии по народному образованию при Гос. Думе, вырабатывается проект учительской семинарии с программой, расширенной до уровня средних общеобразовательных учебных заведений и с приближением ея к действительным потребностям и интересам сельской жизни нашего крестьянина. Курс такой учительской семинарии рассчитывается на пять лет.

Если этот проект будете принят Гос. Думой, то тогда наши народные учителя получат такую научную и педогогическую подготовку, которая сделаете их гораздо более сведущими, опытными и умелыми наставниками народа. Тогда-же эти учителя явятся и более, чем теперь, подготовленными к ведению внешкольного образования, в развитии которого мы так сильно нуждаемся.

Народ наш истомился в своей духовной темноте, он жаждете жизненных знаний и серьезного, истинного просвещения. На помощь ему в этом и следуете придти всем культурным силам общества, всей интеллигенции. Ведь, нельзя-же отрицать того факта, что здоровая, истинная, деятельная интеллигенция — есть соль земли, что она служите выразительницей разума всей страны. Так иусть-же эта могучая, разумная сила и поработаете над просвещением всей массы своего народа, над просвещением тех, кому до сих пор не удалось еще приобщиться к тем благам, которые дают нам наука и искусства.

Это, по моему глубокому убеждению, и составляете прямую обязанность нашей интеллигенции и она то именно должна проложить тот прочный широкий моете, от академии наук до каждой сельской начальной школы, который установите связь между интеллигенцией и народной массой, спасете эту массу от растлевающого ея здоровье и блогосостояние алкоголизма и создаст могучую культурную силу для восстановления богатства, славы и могущества нашего отечества. При этом надо надеяться, что и правительство придете на помощь такой работе, как об этом уже было сказано выше.

Нужно думать, что оно оцените степень той пользы, которую можете оказать интеллигенция в деле внешкольного образования вообще и в деле борьбы с алкоголизмом в частности, а потому и окажете ей полное доверие в этих трудах, что для него является вполне возможным, так как такая просветительная деятельность должна быть чужда всякой политики и иметь в виду исключительно лишь культурные цели—поднятие умственного, нравственного и физического роста нашего народа и отвлечение его от пьянства. Только при таком доверии можно достигнуть успеха в этом нелегком деле.

Следуете помнить, „что доверие рождаете доверие, и любовь рождаете любовь", и если-бы такое доверие установилось между правительством и интеллигенцией, то можно с уверенностью ска-

— 564 —

зать, что успех пронзительной деятельности, в целях борьбы с алкоголизмом, является вне всякого сомнения.

ИИризнавая-же вообще за внешкольным образованием очень большое значение в борьбе с алкоголизмом, и резюмируя все сказанное по поводу этого, я прихожу к следующему выводу:

1) Внешкольное образование составляет одно из самых главных, верных и рациональных мероприятий в борьбе с народным пьянством, а потому на развитие его должно быть обращено особенное внимание со стороны законодательных палат, правительства, общества, местных самоуправлений и частных лиц.

2) В виду недостаточно серьезного в настоящее время отношения к нему со стороны правительства, необходимо настаивать на том, чтобы оно предприняло для развития этой отрасли народного образования более радикальные меры и значительно увеличило-бы ежегодное ассигнование на дело внешкольного образования; настоящал-же сумма—50.000 руб., внесенная в смету Министерства Народного ИИрнсвещения на 1910 год на этот предмет на всю нашу многомиллионную, обширную Империю, является крайне недостаточной.

3) Так как в настоящее время внешкольное образование распространяется в стране почти исключительно заботами и средствами губернских и уездных земств, обществ и частных лиц,—то и следует просить правительство о том, чтобы оно оказывало свое моральное и материальное содействие в этом деле всем тем земствам, городам, обществам и частным лицам, которые обратятся к нему за таким содействием, и вообще иоддерживало-бы общественную и частную инициативу в введении и распространении внешкольного образования.

4) Признавая особенно важным и полезным участие начального учителя в деятельности но внешкольному образованию, и принимая во внимание недостаточность и неправильность для этой деятельности получаемой им подготовки,—необходимо позаботиться о расширении его образования, для чего и просить Министерство Народного Просвещения о преобразовании существующих учительских семинарий в смысле увеличения их программ до уровня средних учебных заведений, с присоединением к ней специально педогогических и практически - жизненных предметов, соответствующих потребностям и интересам сельской жизни нашего крестьянина.

5) Так как для развития внешкольного образования необходима всеобщая грамотность населения, которой в настоящее время далеко еще нет, и так как народ наш, в общей своей массе еще не дорос умственно до полного и ясного сознания пользы грамоты, и в силу этого сам не стремиться к всеобщему ея распространению, то желательно введение обязательного обучения факультативно с представлением нрава этого введения земским и городским самоуправлениям, если они найдут для себя это возможным, по своим местным условиям.