Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 562   >>>

  

— 662 —

тих безпросветных лет сохранить „душу живу", любовь к детям и школьному делу44*).

„Широки, многосложны обязанности народного учителя", говорите нам третье лицо, близко знакомое с жизнью сельского учителя и ответственны оне перед обществом. Для того, чтобы как следуете, бодро исполнять свой долг, не чувствовать своей безпомощности, угнетенности п нравственной неудовлетворительности, учитель народной школы должен быть образованным человеком вообще, так как ему необходимо иметь солидные познания но разным отраслям науки... Школа—живое дело; она как живой организм, должна всегда двигаться, всегда отвечать запросам жизни. Чтобы стоять в курсе современной науки обучения и воспитания, учитель должен всегда учиться. Но всегда-ли это ему доступно?.... Учителя часто сидят в своих захолустьях, не только не читая педогогических книг, но даже не имея возможности знать, какие журналы и книги появляются на белом свете “2).

„Народная школа—учреждение образовательно - воспитательное говорите другое лицо; она—начало и конец для большинства в ней обучающихся, поэтому необходимо ее обставить так, чтобы она действительно развивала молодое поколение умственно, давая ему полезные знания и совершенствуя его нравственно. Запросы от школы, как мы видим, широки, и выполнителем их является учитель. Важно, конечно, в указанных целях, чтобы учитель обладал специальной подготовкой, но еще важнее общее развитие учителя, наивозможно разностороннее; учитель для своей школы, а под-час и для жителей села—душа, ходячая энциклопедия, источник разума и науки“ 3).

„Учитель должен стоять высоко но своему образованию и развитию, пишете одна из учительниц; он должен быть „светочем в деревне“, гордостью государства, так как на нем лежит серьезная ответственность, как воспитателя достойных себе граждан. Он должен быть полноправным, образованным человеком; должен нравственно и духовно поднимать народ и стоять высоко с правом голоса повсюду. Высокая степень образованности откроете учителю глаза на настоящия его обязанности, приведете учителей к известной солидарности, и тогда быстро двинется вперед просвещение народа4* 4).

Таковы взгляды на обязанности народного начального учителя; на условия, при которых ему приходится работать, и на необходимость для него широкого образования, со стороны тех лиц которые сами, на своих плечах несут всю тяжесть этого труда при обстановке, которая так сильно тормозите успешность их деятельности; но, к сожалению, совсем не так смотрят на эту деятельность те, которые не знают ее, и те, от кото-

*) То же; доклад Мясникова стр. 704.

2) То-же доклад Бурмистрова стр. 704.

3) То-жф стр. 712.

\) То-же стр. 719.

- 663 —

рых зависите создание иных, новых условий, направляющих ее на торную и верную дорогу.

В настоящее время в особом совещании комиссии по народному образованию при Гос. Думе, вырабатывается проект учительской семинарии с программой, расширенной до уровня средних общеобразовательных учебных заведений и с приближением ея к действительным потребностям и интересам сельской жизни нашего крестьянина. Курс такой учительской семинарии рассчитывается на пять лет.

Если этот проект будете принят Гос. Думой, то тогда наши народные учителя получат такую научную и педогогическую подготовку, которая сделаете их гораздо более сведущими, опытными и умелыми наставниками народа. Тогда-же эти учителя явятся и более, чем теперь, подготовленными к ведению внешкольного образования, в развитии которого мы так сильно нуждаемся.

Народ наш истомился в своей духовной темноте, он жаждете жизненных знаний и серьезного, истинного просвещения. На помощь ему в этом и следуете придти всем культурным силам общества, всей интеллигенции. Ведь, нельзя-же отрицать того факта, что здоровая, истинная, деятельная интеллигенция — есть соль земли, что она служите выразительницей разума всей страны. Так иусть-же эта могучая, разумная сила и поработаете над просвещением всей массы своего народа, над просвещением тех, кому до сих пор не удалось еще приобщиться к тем благам, которые дают нам наука и искусства.

Это, по моему глубокому убеждению, и составляете прямую обязанность нашей интеллигенции и она то именно должна проложить тот прочный широкий моете, от академии наук до каждой сельской начальной школы, который установите связь между интеллигенцией и народной массой, спасете эту массу от растлевающого ея здоровье и блогосостояние алкоголизма и создаст могучую культурную силу для восстановления богатства, славы и могущества нашего отечества. При этом надо надеяться, что и правительство придете на помощь такой работе, как об этом уже было сказано выше.

Нужно думать, что оно оцените степень той пользы, которую можете оказать интеллигенция в деле внешкольного образования вообще и в деле борьбы с алкоголизмом в частности, а потому и окажете ей полное доверие в этих трудах, что для него является вполне возможным, так как такая просветительная деятельность должна быть чужда всякой политики и иметь в виду исключительно лишь культурные цели—поднятие умственного, нравственного и физического роста нашего народа и отвлечение его от пьянства. Только при таком доверии можно достигнуть успеха в этом нелегком деле.

Следуете помнить, „что доверие рождаете доверие, и любовь рождаете любовь", и если-бы такое доверие установилось между правительством и интеллигенцией, то можно с уверенностью ска-