Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 561   >>>

  

— 561 —

сложному и ответственному труду на пользу народа, и те, кто поставил его в такия невозможные условия работы, при которых глохнет и гибнете всякое проявление здорового человеческого духа.

Вот как характеризуют эти условия люди, которые сами испытали их, и близко знают жизнь и деятельность народного учителя.

„Я не буду касаться материальной стороны быта учащих, говорит один из них, — необезпеченность учителей известна всем, и служит причиной многих несчастий в жизни народного учителя, но я обращу внимание на условия духовной его жизни. Прежде всего даст себя чувствовать недостаточная подковка, получаемая учащими в учительских семинариях и особенно на первых норах учительской деятельности. Молодой учитель является со школьной скамьи в деревню, преисполненный самыми благими намерениями; он думает сразу просветить народ, рассеять все его суеверия и предрассудки, одним словом-- перевоспитать его. Но горькая действительность скоро приводите его к разочарованию. Учитель чувствуете недостаток своих познаний, своей неиодготовки к делу, видите недоверие крестьян к тем знаниям, которые он старался распространить; замечает он под-час и недоброжелательное, а то и совсем враждебное отношение к себе со стороны сельских властей. Теряется у него прежний пыл, ослабевает энергия.... Присоедините сюда недостаток жизненных средств, отсутствие нравственной поддержки, непрочное, безправное положение и полную зависимость от разных лиц, предъявляющих к учителю иногда прямо противоположные требования, и вам станете вполне ясна затруднительность положения учителя. Все это создает такую обстановку, ири которой невозможна правильная спокойная работа.

Нужно много нравственной силы, чтобы преодолеть все неприятности и выйти из борьбы победителем. И далеко не все выдерживают эту борьбу; одни впадают в полное ко всему равнодушие, другие, не видя конца мытарствам, оставляют учительское дело и переходят на другия занятия “1).

А вот другая подобная картина. „В глухой,занесенной снегом, таежной деревушке народный учитель месяцами не видите образованного человека, с которым могь-бы поговорить,—месяцами не имеете книги, которую мог-бы прочесть, как новинку. Поневоле надаете он духом, перестаете даже мечтать о возможном самообразовании и отстаете в своем развитии от более счастливых собраний. Одинокая монотонная жизнь угнетающе действуете на человека, являющогося но самой природе своей общественным существом — и много надо иметь силы воли, требуется большой запас душевной теплоты, чтобы в течение дол-

*) Труды И-го всероссийского съезда представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания. Доклад Лопатнева стр. 678.

— 662 —

тих безпросветных лет сохранить „душу живу", любовь к детям и школьному делу44*).

„Широки, многосложны обязанности народного учителя", говорите нам третье лицо, близко знакомое с жизнью сельского учителя и ответственны оне перед обществом. Для того, чтобы как следуете, бодро исполнять свой долг, не чувствовать своей безпомощности, угнетенности п нравственной неудовлетворительности, учитель народной школы должен быть образованным человеком вообще, так как ему необходимо иметь солидные познания но разным отраслям науки... Школа—живое дело; она как живой организм, должна всегда двигаться, всегда отвечать запросам жизни. Чтобы стоять в курсе современной науки обучения и воспитания, учитель должен всегда учиться. Но всегда-ли это ему доступно?.... Учителя часто сидят в своих захолустьях, не только не читая педогогических книг, но даже не имея возможности знать, какие журналы и книги появляются на белом свете “2).

„Народная школа—учреждение образовательно - воспитательное говорите другое лицо; она—начало и конец для большинства в ней обучающихся, поэтому необходимо ее обставить так, чтобы она действительно развивала молодое поколение умственно, давая ему полезные знания и совершенствуя его нравственно. Запросы от школы, как мы видим, широки, и выполнителем их является учитель. Важно, конечно, в указанных целях, чтобы учитель обладал специальной подготовкой, но еще важнее общее развитие учителя, наивозможно разностороннее; учитель для своей школы, а под-час и для жителей села—душа, ходячая энциклопедия, источник разума и науки“ 3).

„Учитель должен стоять высоко но своему образованию и развитию, пишете одна из учительниц; он должен быть „светочем в деревне“, гордостью государства, так как на нем лежит серьезная ответственность, как воспитателя достойных себе граждан. Он должен быть полноправным, образованным человеком; должен нравственно и духовно поднимать народ и стоять высоко с правом голоса повсюду. Высокая степень образованности откроете учителю глаза на настоящия его обязанности, приведете учителей к известной солидарности, и тогда быстро двинется вперед просвещение народа4* 4).

Таковы взгляды на обязанности народного начального учителя; на условия, при которых ему приходится работать, и на необходимость для него широкого образования, со стороны тех лиц которые сами, на своих плечах несут всю тяжесть этого труда при обстановке, которая так сильно тормозите успешность их деятельности; но, к сожалению, совсем не так смотрят на эту деятельность те, которые не знают ее, и те, от кото-

*) То же; доклад Мясникова стр. 704.

2) То-же доклад Бурмистрова стр. 704.

3) То-жф стр. 712.

\) То-же стр. 719.