Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 559   >>>

  

— 559 —

Еще в 1819 году в маленьком городке Вфксье образовался кружок гимназистов, обязавшихся подпиской отказаться от употребления всяких спиртных напиткков. Этот кружок явился в Швеции первым союзом для борьбы с пьянством *). За ним появились другие, и в таком направлении стала работать уже целая масса лиц и обществ. Все спешили записаться в том или другом противоалкогольном союзе и внести свой посильную ленту в предпринятый поход против того страшного врага, который так безпощадно разрушает силы каждого отдельного человека и каждого народа и государства.

То же самое мы видим и в Норвегии. Подобное же движение против алкоголя, и такая же с ним борьба всевозможными средствами: и путем школы, и путем внешкольного образования, и путем печати, и организацией отдельных обществ и агитационными объездами. Сознание вреда алкоголя охватило все молодое поколение, которое твердо и смело пошло но пути трезвости, давая обет полного воздержания от употребления вина. В 1905 году таких лиц там было уже 210.000 человек и в числе их до

50.000 детей при общем числе жителей в 2.100.000 чел.

Еще сильнее и энергичнее шла борьба с алкоголизмом в нашей Финляндии, где она получила особенно сильный толчек между учащейся молодежью, тогда, когда во главе ея встало общество учителей. Это общество подготовило и разработало поле для успеха борьбы, а потому, когда один из таких учителей Матти Гелениус с своей женой начали всюду ревностно проио-ведывать принцип полного воздержания от крепких напитков, а вместе с этим указывать на необходимость учреждения, для проведения этого принципа в жизнь, отдельных школ, — то они встретили в стране полное сочувстие. Голос их был услышан, и семена, рассеваемые кругом, попадали уже на подготовленную почву. Проектируемые ими школы начали быстро открываться; в 1901 году их было 22 с 1.289 учениками а в 1905—60 с 4.413 учащимися. Вместе со школами увеличивалось и число молодых людей, принадлежащих к организованным обществам воздержания от употребления вина. В 1901 году их числилось 4.344, а в 1905 году—уже 13.783 члена. Теперь же это число, без сомнения, еще более увеличится, так как с 1904 года сведения о свойствах и действиях алкоголя на организм человека преподаются во всех низших училищах, в семинариях и в школах для девиц. Блогодаря всему этому, сознание вреда, приносимого алкоголем, в Финляндии в настоящее время прочно укоренилось во всех слоях общества, и потому совсем не удивительно, что там противоалко-гольное движение так близко к своему полному завершению в желательном положительном смысле. А так как все указанные меры проводились и поддерживались в этой маленькой стране, главным образом, школами и внешкольным образова-

*) Записка Крамфра, стр. 3.

— 560 —

нием, то отсюда само собой вытекает заключение, что это образование должно быть поставлено в ряду самых сильных и верных средств борьбы с народным пьянством. Но признав за внешкольным образованием такое значение, следует определить, кто же должен быть у нас проводником и распространителем в народе этого образования. Каждый из его видов требует, для успешности своего применения: во 1-х, достаточно широкого и правильного общого образовония; во 2-х, уменья использовать свои знания в деле школьного образования; в 3-х, сознания своего долга перед народом и страной и необходимости служить просвещению нации; в 4-х, любви к народу и желания трудиться в его пользу, и в 5-х, довольно значительного количества свободного времени. Кто же в состоянии все это совместить, и кто может с пользой работать в этой области народного начального образования? Конечно, прежде всего, местная интеллигенция: священник, учитель, врач и вообще все образованные члены общества. Деятельность священника, как пастыря, пользующогося, в силу этого звания, большим уважением своих прихожан, безусловно должна быть полезной и желательной в деле внешкольного образования. Священник, проникнутый идеей служения народу, и своей жизнью являющийся образцом культурно-религиозного человека, может сделать очень многое в этом образовании и особенно в ведении народных чтений и духовно-нравственных бесед. Это тем более возможно, что у нашего сельского духовенства имеется достаточно свободного времени для такой деятельности.

Не мало полезного в этой области может принести и народный учитель, особенно, если дать ему надлежащую подготовку, т. е. снабдить действительным образованиемъ— более широким, более жизненным и более близким к интересам народа, а не тем полуобразованием, которое он получает теперь в настоящих учительских семинариях, с их трехгодичным курсом и с программой, почти равной программе тех высших начальных школ, в которые они вступают потом в качестве преподавателей. Можно себе представить положение этих молодых людей, когда им придется преподавать те предметы, которые они знают в самой элементарной форме. Еще 1’ете указывал в „Вильгельме Мейстере“ на то, что нет ничего ужаснее положения учителя, который знает не больше, что должны знать его ученики.

В настоящее время так распространено предубеждение против характера деятельности наших начальных школ, так принято бросать грязью в нашего начального учителя, так обыкновенно обвинение его в том, что он учит не тому, чему надо, и не так, как надо. Но, возводя такия обвинения, указывающие на них обыкновенно забывают окно, самое главное обстоятельство, а именно то, что, если наш народный учитель не на высоте своего положения, то в этом виноват не он, а те, кто не дал ему надлежащей подготовки к его будущему