Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 558   >>>

  

— 558 —

пьяных женщин и детей, а размер душевого потребления вина в 1899 году доходил до 16 литров при 50% крепости; теперь же он колеблется между 1, 1 и 2, 5 литра.

В Финляндии в начале прошлого столетия пьянство также было распространено очень сильно во всем народе и представляло там не менее безобразный вид, чем у нас.

Это печальное явление и вообще угрожающий размер потребления вина в связи с упадком нравственности и побудили финляндския общества и правительство принять энергичные меры к борьбе с таким злом. Пробудилось сознание того страшного вреда, который приносится алкоголизмом; началось сильное движение против него, и в результате получилось, что в 1906 году, по данным Гелениуса, душевое потребление вина равнялось всего только 1, 7 литра. Пример этот очень поучителен, и невольно наводит на мысль, о том, что там било, и что стало, и чем все это достигнуто?

Ответ на такой вопрос нам дает отчасти член Государственного Совета г. Крамер, который но этому поводу в своей записке „Материалы для обоснования основных положений законопроекта о борьбе с пьянствомъ“ между прочим говорит следующее: „Всякия ограничительные постановления .чакона касательно торговли вином сами но себе приносят мало пользы, если в самом обществе не пробудилось сознание необходимости борьбы с пьянством. В виду сего правительства окаченных государств не только не препятствовали, но напротив того способствовали возникновению и развитию всяких общественных в этом направлении. Самое важное значение было придано проведению идеи трезвости в нодростаюицем поколении и поэтому учению об алкоголе отведено место в школе'“.

Итак, для успешности борьбы с алкоголизмом необходимо прежде всего пробуждение в народе сознания вреда пьянства и той опасности, которая грозит от него всему населению и государству. Но одного сознания вреда алкоголизма еще не достаточно. Многие понимают этот вред и все-таки пьют и напиваются до полного забвения всего, даже самого близкого и дорогого — своих жен, детей и самого себя. Напиваются потому, что в таком оиьянении, в таком пьяном угаре и разгуле находят для себя единственное наслаждение, так как у громадного большинства пьющих другого наслаждения нет Вот это то другое — истинное и настоящее наслаждение и должно дать правильно и широкоиоставленное внешкольное образование, которое, расширяя умственный кругозор рабочого человека, облогораживает его, предостерегает от соблазна выпить с товарищами и доставляет приятные развлечения в часы досуга и отдыха. Справедливость такого взгляда, как нельзя лучше, и подтверждается указанными мной северными странами.

Замечательно то, что в Швеции почин первого проявления общественного движения против народного пьянства исходил от учащейся молодежи.

— 559 —

Еще в 1819 году в маленьком городке Вфксье образовался кружок гимназистов, обязавшихся подпиской отказаться от употребления всяких спиртных напиткков. Этот кружок явился в Швеции первым союзом для борьбы с пьянством *). За ним появились другие, и в таком направлении стала работать уже целая масса лиц и обществ. Все спешили записаться в том или другом противоалкогольном союзе и внести свой посильную ленту в предпринятый поход против того страшного врага, который так безпощадно разрушает силы каждого отдельного человека и каждого народа и государства.

То же самое мы видим и в Норвегии. Подобное же движение против алкоголя, и такая же с ним борьба всевозможными средствами: и путем школы, и путем внешкольного образования, и путем печати, и организацией отдельных обществ и агитационными объездами. Сознание вреда алкоголя охватило все молодое поколение, которое твердо и смело пошло но пути трезвости, давая обет полного воздержания от употребления вина. В 1905 году таких лиц там было уже 210.000 человек и в числе их до

50.000 детей при общем числе жителей в 2.100.000 чел.

Еще сильнее и энергичнее шла борьба с алкоголизмом в нашей Финляндии, где она получила особенно сильный толчек между учащейся молодежью, тогда, когда во главе ея встало общество учителей. Это общество подготовило и разработало поле для успеха борьбы, а потому, когда один из таких учителей Матти Гелениус с своей женой начали всюду ревностно проио-ведывать принцип полного воздержания от крепких напитков, а вместе с этим указывать на необходимость учреждения, для проведения этого принципа в жизнь, отдельных школ, — то они встретили в стране полное сочувстие. Голос их был услышан, и семена, рассеваемые кругом, попадали уже на подготовленную почву. Проектируемые ими школы начали быстро открываться; в 1901 году их было 22 с 1.289 учениками а в 1905—60 с 4.413 учащимися. Вместе со школами увеличивалось и число молодых людей, принадлежащих к организованным обществам воздержания от употребления вина. В 1901 году их числилось 4.344, а в 1905 году—уже 13.783 члена. Теперь же это число, без сомнения, еще более увеличится, так как с 1904 года сведения о свойствах и действиях алкоголя на организм человека преподаются во всех низших училищах, в семинариях и в школах для девиц. Блогодаря всему этому, сознание вреда, приносимого алкоголем, в Финляндии в настоящее время прочно укоренилось во всех слоях общества, и потому совсем не удивительно, что там противоалко-гольное движение так близко к своему полному завершению в желательном положительном смысле. А так как все указанные меры проводились и поддерживались в этой маленькой стране, главным образом, школами и внешкольным образова-

*) Записка Крамфра, стр. 3.