Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 509   >>>

  

— 509 —

критиковать своих родителей, что привычки взрослых не должны служить примеромъ^ для детей, или, наконец, что во времеши молодости родителей вредное влияние алкоголя не было еще достаточно установлено наукой, — едва-ли могут считаться достаточно убедительными, в особенности для учащихся в средних школах. Но моему мнению, есть только одно средство удовлетворить вышеприведенным требованиям, а именно: при поучениях и преподавании в школе не следует затрагивать вопроса о трезвости и умеренности среди взрослых, но с тем большей убедительностью и настоятельностью необходимо указывать на то, что потребление алкогольных напитков особенно вредно для детей и что поэтому его следует избегать. Такая система у здраво рассуждающих родителей и воспитателей не может не встретить полного одобрения. Направленное в таком смысле преподавание учит воздержанию детей, но не критикует образа жизни взрослых. Если же любознательными учениками будет предложен вопрос, как относиться к потреблению алкоголя в зрелом возрасте, то следует отвечать, что это-де нужно предоставить самостоятельному решению каждого.

Рука об руку с обучением должно идти последовательное приучение детей к трезвости и с этого следует начать уже в младших классах. Конечно, приучение к воздержанию от алкогольных напитков есть раньше всего дело домашняго воспитания, но и школа окажет свое влияние, если поставит себе в обязанность обращать внимание родителей и воспитателей на опасность, грозящую телесному и умственному развитию молодежи от потребления алкоголя.

Такое влияние школа можете оказать уже при самом приеме вновь поступающих учеников. Так, например, среди условий, к исполнению которых родители или заместители их обязуются письменно при поступлении ребенка в школу, можно бы упомянуть об алкоголе; или же воспитателям, будь то родители или заместители их, можно бы разослать брошюру, для обязательного прочтения, с просьбой, не давать детям крепких напитков. При личном знакомстве родителей с учителями в этом отношении можно достигнуть еще лучших результатов.

Такими предписаниями школа, однако, не должна довольствоваться, но должна непосредственно влиять на вверенную ей молодежь; главным же образом, весь учительский персонал должен служить в этом отношении хорошим примером и тем самым надлежащим образом подкреплять обучение. Образ жизни и привычки учителей ученикам знакомы лучше, чем первые предполагают; легко понять поэтому, как сильно действуют дурной или добрый примеры. Из отдельных мер особенно рекомендуются прогулки и школьные празднества без крепких напитков, но тут, конечно, должны воздерживаться от алкоголя не только ученики, но и учителя. Здоровое движение, развитие ловкости, умеренное занятие спортом, как равно всякое физическое занятие, в противоположность сидячему образу жизни и

— 510 —

умственному напряжению учащейся молодежи, имеют большое значение и принадлежат к лучшим союзникам школы в борьбе против алкоголизма, а потому должны находить в ней всяческое поощрение и поддержку.

Заканчивая свой доклад о задачах, ожидающих школу в борьбе с алкоголизмом, позволю себе предложить следующие тезисы:

1. Школа, в виду своей не только учебной, но и воспитательной задачи, несомненно обязана планомерно стремиться к укреплению сил юношества в борьбе с искушениями алкоголя, как исконного врага нашего.

2. Для достижения этой дели безусловно необходимо снабжение учащих основательными познаниями об алкогольном вопросе, если они не были посвящены в этот вопрос путем высшого образования или в учительских семинариях.

3. Лучшим орудием в борьбе с алкоголизмом оказалось приспособленное к возрасту учащихся обучение и последовательное приучение к трезвости, именно в таком возрасте, когда еще нет привычного потребления алкоголя.

4. Приучение юношества к трезвости является одной из первых задач домашняго воспитания; тем не менее школа обязана обращаться к родителям или воспитателям с настоятельными просьбами о поддержке ея в этой важной задаче.

5. Поэтому школа должна бы непосредственно и на практике воздействовать на учащихся, во-первых, примером воздержания всего педогогического персонала, во-вторых, устройством экскурсий и школьных празднеств без спиртных напитков, а также поощрением подвижных игр и других здоровых телесных упражнений.

6. Стараниями в упомянутом направлении школа не только устранит главную помеху в своей учебной и воспитательной деятельности, но и окажет неизмеримую услугу государству, воспитанием нравственно-здорового поколения, которое будет с удвоенным рвением вести борьбу против алкоголизма и все более приближать человечество к высшим культурным целям.