Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 507   >>>

  

— 507 —

не развилась страсть к алкоголю, следовательно, с учеников в возрасте от 8-ми до 10-ти лет.

Конечно, обучение должно быть сообразовано с развитием ребенка; так, с детьми младше 10-ти лета следует начать с бесед о пище и напитках вообще и о необходимости и о пользе их. Затем с пищи следует перейти к напиткам, не представляющим предметов первой необходимости, с указанием, что между'Ними есть и полезные, как-то: чай, кофе, какао, но есть и такие как вино, пиво и спиртные напитки, которые не могут быть причислены к полезным, так как содержат вредную жидкость—алкоголь, и очень мало, а часто и совсем не содержать питательных веществ. ИИотому-де люди часто причиняют себе большой вред, употребляя пиво, вино и спиртные напитки. Дети же и молодые люди, без специального предписания врачей не должны употреблять алкогольных напитков.

Детям в возрасте от 10-ти до 12-ти лет указывают на качества и полезное применение чистого алкоголя и, напротив, на общее вредное влияние его на человеческий организм. Затем следуете упомянуть о том, что вредные качества чистого алкоголя, блогодаря разбавлению его в алкогольных напитках, уменьшаются, однако не уничтожаются, и как различнейшия разрушающия влияния опьяняющих напитков отражаются на отдельных органах. И, наконец, обращается внимание на последствия потребления спиртных напитков в большом количестве.

Детям старше 12-ти лет следуете подробнее разъяснять последствия алкоголизма, в смысле огромного вреда, приносимого им отдельной личности, семье и государству.

Вот вкратце руководящия мысли, которыми пользуются в английских народных школах при преподавании воздержания.

Если у нас в России пока неосуществима система антиалко-гольного преподавания на подобие английской, то можно было бы применить систему „обучения кстати", по примеру францусских школ. Самые разнообразные предметы дают в этом отношении большой простор. При этом пользуются, главным образом, преподаванием закона Божьяго, стараясь влиять на нравственное развитие детей и предостерегать от потребления алкогольных напитков. Христианская мораль и литература не имеют недостатка в примерах и образах, взятых из жизни, и изречениях, весьма подходящих для этой цели. При преподавании родного языка также весьма удобно остановиться на алкогольном вопросе, из которого вытекали бы ценные темы для письменных работ. Что касается уроков но арифметике, то учебники содержать достаточное количество задач, в которых говорится о спиртных напитках. Тут легко можно было бы обратить внимание учеников на дороговизну этих напитков и на сбережения, получаемые при трезвом образе жизни. Естественно-науч-ные предметы отлично подходят для обучения детей в том же направлении. Так, в ботанике при беседах о винограде, в зоологии—ири прохождении насекомых, в химии—при обсуждении

зз

- 508 —

процесса брожения. Но в особенности подходящим для обсуждения этого вопроса является преподавание анатомии, причем учитель обязан обращать внимание учеников на вредное влияние алкоголя ири процессе прохождения через кровь.

Не останавливаясь подробнее на способах распространения антиалкоголизма между учащимися, скажем лишь, что выполнение вышеприведенных указаний необходимо предоставить педогогическому такту учителя, который подскажет ему, как вплести эти поучения в преподаваемый предмет, какие именно из них уместны на различных ступенях преподавания и могут возбудить интерес учащихся. Если однако такое преподавание, „к случаю “, но указанному способу, уже применялось несколько лет, то все же окажется необходимым приведение его в известную систему, другими словами, явится потребность в последовательном преподавании всех входящих сюда вопросов. Такое преподавание приобретает большое значение ко времени перехода учащихся в старший возраст, и в школах высшого тина, или в старших классах средних учебных заведений могло бы быть приспособляемо к учению об анатомии человеческого тела. Если учителя не в состоянии давать такого рода уроки, то следует приглашать сведущих лекторов.

До сих пор мы говорили об обучении молодежи живым словом, но обучение это может вылиться и в другия формы, с успехом подкрепляя устные наставления. Раньше всего следуете озаботиться пополнением ученических библиотек подходящею антиалкогольной литературой, чтобы ученики сами могли ориентироваться в алкогольном вопросе. В школе, где я состой преподавателем, предполагается приобрести для ученической библиотеки хрестоматию, изданную учителями и учительницами швейцарского общества трезвости. Далее следовало бы принять за правило, чтобы книги для чтения содержали подходящия статьи, стихотворения и поговорки. Хотя все эти меры относятся, главным образом к преподаванию родного языка, по можно было бы уделить внимание вопросу об алкоголизме и при издании учебников но другим предметам. Не безполезна была бы и раздача учащимся в подходящих случаях кратких брошюр или летучих листков с популярным изложением алкогольного вопроса. Наконец, я хотел бы упомянуть еще о применении картин для наглядного обучения. Я показывал их неоднократно, в особенности же статистическия таблицы, и каждый раз я мог убедиться в том, какой живой интерес оне возбуждали у учеников.

Затем, мне хотелось бы затронуть очень важный принципиальный вопрос, без разрешения которого движение в пользу трезвости едва-ли можете рассчитывать на положительный успех. Вопрос этот следующий: как знакомить молодежь с вопросом об алкоголизме, чтобы даже умеренные учителя относились к делу с полной симпатией, и чтобы не возникало разногласий между семьею и школой? Указания на то, что дети не имеют нрава