Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 464   >>>

  

Доклад М. Г. Котельникова.

Что дала России винная монополия.

Прошло достаточно времени от окончания работ но введению на всей площади России винной правительственной монополии; результаты реформы могут быть выражены итогами вполне достоверными.—Основным мотивом преобразования питейного режима необходимо признать соображения чисто-фииансовыя—нужды Государственного Казначейства; но реформа затрагивала интересы довольно значительного числа лиц, почему сочтено было необходимым привлечь на сторону Правительства, хотя отчасти, мнение общества. С этой целью были выдвинуты соображения экономического, морального и проч. характера.

Борьба с народным бичемъ—вот девиз, выставленный русским финансовым ведомством при введении реформы; финансовые соображения совершенно покрывались туманом стремлений поднять умственное, нравственное,физическое, экономическое и проч. состояния русского народа. Бывший в то время министром финансов граф С. Ю. Витте прямо заявил, что он не боится упадка питейного дохода: напротив, понижение этого дохода покроется с избытком поступлениями по другим отраслям вследствие общого поднятия блогосостояния населения.

Корень зла, по мнению нашего финансового ведомства, потребления неумеренного населением крепких напитков, гнездится в заинтересованности продавца, в продаже под залог, в долг, под работу, будущий урожай и проч. в плохом качестве вина, в дореформенном кабаке, где завсегдатан-посетители, профессиональные пропойцы, вовлекали массы слабовольных. Особенно выдвигался последний мотив и в целях искоренения его еще при преобразовании условий раздробительной продажи крепких напитков (Правила 1885 года) установилось твердое убеждение в необходимости сокращения до минимума мест распивочной продажи (по новой номенклатуре -Трактир1*) и в насаждении этой мерой домашняго потребления, внесения в потребление облогораживающого влияния семьи, контроля женщины и т. и.

Много раздавалось голосов людей, близко стоявших к условиям русской народной жизии, к ея обычаям и повседневному обиходу, об утопии подобного представления о возможности введения в быт народа посещения друг друга на дому для обсуждения общественных и частных дел и вообще для обице-

— 465 —

ния друг с другом; указывалось на уничтожение мест общения, сельского клуба-кабака, как на желательное явление; но и выдвигалась необходимость создания вместо него чего-либо иного; сколько было говорено о том растлевающем влиянии на семью, на нодростающее поколение, которое внесет в жизнь народа жажда насаждения домашняго потребления, что пьянство будет вынесено на улицу и эта мера создаст тайные притоны распития и проч.

Опыт многих лет действия правила 1885 года вполне иод- * твердил пророчество пессимистов; но при введении казенной продажи с опытом считаться не пожелали и пошли тем же путем дальше.

Что из этого получилось, какой результат дает обзор положения питейной торговли в данное время?

В дореформенное время (до ^здания правила 1885 г.) владелец питейного заведения, оплатив право торговли, зорко следил за недопущением конкурентов в виде нелегальных продавцов: сельския общества, получив деньги за разрешение торговли, с одной стороны брали нравственное обязательство не допускать тайной продажи, с другой—таковая была для них невыгодна, т. к. уменьшала сумму уплаты за приговор о разрешении торговли. В это время тайная продажа почти не существовала. Правила раздробительной продажи, введенные в 1885 году, кладут фундамент развития шинкарства; оне отняли от обществ сельских право взимать деньги за разрешение открывать питейные заведения, оне уничтожили почти места распивочной продажи, давая полное преимущество выносной торговле. Население потеряло интерес в наблюдении за легальностью торговли, а владельцы выносных мест продажи, напротив, приобрели интерес в развитии тайных притонов распития, как средства увеличения их оборотов. Новгородския поселения начинают покрываться тайными притонами с вывесками: „Чайные44, „Столовые44, „Харчевни44 и ироч., а также без всяких вывесок.

Казенная продажа дала развитию этого положения новый существенный толчен.

Изучение вопроса борьбы со злом пьянства ясно подтверждает, что питейный режим, т. е. установленный порядок снабжения населения крепкими напитками, только тогда может достигать цели содействия отрезвлению народа, когда он основан на двух положениях: возможного удаления продукта от потребителя (число мест продажи, размер продажной едтшицы и проч.) и когда вопрос этот отдан в руки самого общества. Если с этой точки зрения взглянуть на нашу реформу, то она совершенно на противоположных началах проведена,—общество вполне устранено; в этом отношении казенная продажа положила последний штрих.

Если во времена откупов юридическое право позволять и воспрещать продажу крепких напитков принадлежало вполне