Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 422   >>>

  

— 422 —

стоимости провоза и проч. Эта цена трудно выдерживала конкуренцию со спиртом, выкуренным в Бельгии и Германии, где местные цены не свыше 50 коп. за ведро в 40%. Только столь высокой ценой спирта местного производства исследователи утилизации промышленного применения спирта объясняют сравнительно малое распространение францусского искусственного шелка, францусского одеколона и проч., хотя из всего количества искуствен-ного шелка на международном рынке 1.600.000 кило, Франция дает не менее 25%.

Еще большого внимания заслуживает спиртовая промышленность Германии. Не имея собственной добычи нефти, вынужденная в этом отношении считаться с Сев. Америкой и Россией, Германия повела энергичную борьбу и орудием борьбы избрала утилизацию спирта для замены керосина, бензина и проч. Германская винокуренная промышленность не осталась праздным зрителем этой борьбы. Германский синдикат винокуренных заводчиков довел цену на спирт до 50—60 кои. за ведро в 40%, что дает ему полную возможность конкурировать с русским керосином. Затрачиная ежегодно до 625.000 фраки, на популяризацию потребления спирта в домашнем быту на техническия цели и на развитие его промышленного применения, синдикат достиг увеличения производства спирта в период 1878—

1900 гг. на 20%, причем промышленная утилизация спирта возраста, на 169°/0.

Таблицы 2, 3, 4, 5 детально рисуют связь германского винокурения с Германским сельским хозяйством и развитие технического применения спирта.

Что касается России, то вот ряд цифр.

Я не буду утомлять вашего внимания подробным рассмотрением этих цифр (таблицы 1, 6, 7, 8, 9 подробно рисуют участие винокуренной промышленности в развитии нашего сельского хозяйства); я приведу только общие выводы: площадь посева картофеля составляетъ'всего 5°/„ по отношению ко всей возделываемой в России площади; из всего сбора хлебов и картофеля перекачивается хлеба 1,02°/0, картофеля S,6°/n, причем на пуд перекуриваемого хлеба картофеля перекачивается всего 5 и., вы-курка спирта составляет на десятину обрабатываемой земли всего 1,2 ведра в 40°/о, что дает около 6 ведер барды. Имеют ли эти величины какое либо существенное значение для развития скотоводства и улучшения качеств почвы?

Вот связь русского винокурения с русским сельским хозяйством. В то же время.

Выкурка спирта составляет 0,65 ведра в 40°/о на душу населения; из этого количества расходуется 0,61 ведра на пищевое потребление и только 0,022 ведра на душу на промышленное применение спирта, т. е. на утилизацию его для освещения, отопления, моторов и в химической промышленности.

Вот связь русского винокурения с русской промышленностью.

Приведя эти данные, я, не вдаваясь в сферу рассуждения о

— 423 —

влиянии на человеческий организм умеренного потребления и что для него полезнее—умеренное потребление или абсолютное воздержание, задамся вопросом: рационально ли из-за таких плачевных результатов воспособления сельскому хозяйству винокурением рисковать народным здравием и считать это производство подлежащим покровительству со стороны Государства?

Этот вопрос, мне кажется уместен в сопоставлении с другим: что сделали за все это время г.г. владельцы винокуренных заводов для целей развития промышенности, ея удешевления, применения спирта вне сферы пьянства?

Если правительство, обезпокоенное перепроизводством и из-за боязни кризиса столь милой сердцу промышленности, озабочено было расширением круга потребления спирта для технических целей, учреждало конкурсы на способы денатурации и ироч., то какое в этом участие приняли владельцы заводов, обезпечившие себя солидными ценами на спирт, принимаемый в казенную монополию и идущий на отравление народа? Участие их одно,— достаточно малейшого поползновения на понижение расценки, чтобы поднять вопль о раззорении, казна монополизировала рынок, других покупателей нет, волей-неволей сбывай с убытком; думы о возможности иного выхода у них нет и быть не может, — финансовое управление всегда уступите *).

Если бы у нас был громадный избыток хлеба, не находящий помещения как на внутреннем, так и на внешнем рынках; если бы наша промышленность в своем развитии встречала препятствия со стороны недостатка в горючем материале, если бы все это было, то... возможно, что риск насаждения винокуренной промышленности и ея поддержки, мог бы быть оправдываем,—если часть продукта пойдете на отравление народа, то этот минус с лихвой покроется прибылью народа со стороны другой, большей части; но так ли обстоит дело у насъ? Не недоедаете ли русский народ свыше 30%, не страдаете ли наша добывающая горючий материал промышленность от недостатка помещения добычи? Не говорят ли что нибудь сравнительные данные потребления хотя бы керосина,—Германия—21 кило надушу в год, Норвегия—22, Швейцария—24, Италия—9, Россия только 6; причем цена привозная керосина в раздробителыюй продаже в Германии 1 р. ИО к. иуд., в России 1 р. 60 к.? Ответы на эти последние вопросы дают ясный вывод о том, что для России составляете продукт винокуренного производства, народное ли богатство или бич народа.

*) В подтверждение я приведу слова проф, Боголепова: заводчики прекрасно учли свое положение,—если они в руках казны, как единственного покупателя, то и казна не может обойтись без них и поход на Госуд, Казнач. открыт. Помещик терпит убыток вследствие плохого ведения дела в своем имении, на своем заводе, или вследствие падения хлебных цен и проч. За все это ответчиком должна быть казна, которая и назначает неестественно высокия цены на спирт.