Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 380   >>>

  

— 380 -

Алкоголь . является главным фактором, вызывающим эти явления.

В интенсивной алкоголизации населения, помимо других условий специального характера, система продажи вина занимает выдающуюся роль.

Винная монополия.

Система продажи вина—это сложный, громадной важности, вопрос в борьбе с пьянством. Душевое потреблание вина находится в прямой зависимости от системы и числа мест.

В новейшее время с развитием финансовой науки, по мере уяснения принципов рационального обложения, казенные монополии стали исчезать почти повсюду, и если где удержались, то лишь как способ извлекать значительный доход от данного предмета обложения, доход настолько значительный, что его трудно было бы получить посредством иного способа обложения того же предмета.

Независимо от специальных особенностей казенной продажи вина, каждая монопольная форма обладает крайне невыгодными сторонами и поэтому вопрос о введении ея в экономический строй страны является крайне важным и всегда требовал для своего разрешения большой осторожности.

При введении винной монополии и у нас предполагалось произвести этот опыт осторожно и медленно и выждать его результатов. Вопрос, как известно был решен иначе.

Министр Финансов С. ИО. Витте, ныне граф Витте, в 1893 г., не смотря на несочувствие к введению винной монополии одного из предшественников Н. X Бунге, который не без основания сомневался в возможности большого влияния ея на нравственность населения и в том, что монополия увеличила бы рессурсы казны, обратив прибыли продавив вина в доход казначейства, вносит в Государственный Совета проект винной монополии в России.

„Реформа должна преследовать прежде всего народное отрезвление, а- затем уже интересы фиска*.

Выступив в Государственном Совете под таким флогом борьбы с пьянством, С. ИО. Витте, хотя и не встретил рбщого сочувствияок ломке акцизной системы, торжествовал, так как ВЫСОЧАЙШИЕ утвержденным 6 июня 1894 г. мнением Государственного Совета, Министру Финансов было предоставлено ввести с 1 января 1895 г. монополию казенной продажи питей в четырех восточных губерниях (Оренбургской, Пермской, Самарской и Уфимской) в виде опыта па три года.

Казалось бы, осторожность, проявленная при разрешении столь важного вопроса, обязывала министра финансов выжидать результата опытов и затем уже принять систему или же, пожертвовав затратами на произведенный опыт, отказаться оть нее.

— 381 —

С. Ю. Витте поступил иначе и не дожидаясь результатов опыта, вводит питейную реформу во всей России.

Итак, С. ИО. Витте, быстро и с отвогой разрешая финансовый и бытовой интерес русского народа, принял на себя пред лицом всей страны не только нравственную, но и реальную ответственность за последствия предпринятой реформы.

Под влиянием повышения акцизного и патентного сборов с 1883 и’. цифра душевого потребления водки начала довольно быстро понижаться, как видно из следующих данных:

Душевое потребление:

ГОДА. При акцизе. В ведрах. гРаДУсах

1883 . .

8 к.

0,75

30,0

1884 . .

8

0,70

34,0

1885 . .

8—9 „

0,65

26,0

1886 .

9

0,62

24,8

1887 . .

9

0,63

25,2

1888 .

• 9Ѵ4

0,62

24,8

1889 . .

' 9‘/4 -

0,61

24,4

1890 . .

• 9‘/* »

0,57

22,8

1891 . .

• 9‘/4

0,50

20,0

1892 . .

• 9Ѵ4 ,

0,50

20,0

1893 .

. ИО

0,49

19,6

1894 . .

. ю

0,53

21.2

1895 .

. ИО

0,53

21,2

1896 . .

. ИО

0,51

20,4

1897 . .

. ИО

0,50

20,0

1898 . .

. ИО

0,50

20,0

1899 . .

. ИО

0,53

21,2

1900 . .

. ИО

0,52

20,8

1901 .

11

0,49

19,6

1902 .

. 11

0,49

19,6

1903 . .

. 11

0,52

20,8

1904 . .

. 11

0,51

20,4

1905 . .

. 11

0,56

22,4

1906 . .

. 11

0,63

25,2

1907 . .

. и

0,63

25,2

В 190G г. в сравнении с 1883-м душевое потребление алкоголя, в виде хлебного вина, было меньше на 20%, с 1896-м — больше на П2И3%, в сравнении же с 1905 г.—больше на 13%.

В сравнении с десятилетием 1896—1905, 1906-й дал увеличение цифры душевого потребления на 14%, в сравнении же с

1905 годомъ—на 12°/0.

Пива потреблялось в России в 1885 году 0,3 ведра на душу, в 1900-мъ—0,37, а в 1906-м (при производстве в 60 милл. ведер)—0,40 ведра.

Виноградного вина производится в России, в среднем 27,3 милл. ведер, привозится в Россию до 500 тысяч, по