— 341 — Но вслед за чиновниками ушли представители духовенства, и в этом уходе уж нет решительно никакой логики. Пусть на Съезде преобладали люди насчет религии или насчет духовенства заблуждающиеся, пусть даже грешники. Но ведь духовенству там и место, где есть заблуждающиеся, где есть грешники. Праведникам и без того уготовано царство небесное, и они в советам и увещаниях и вообще в моральном воздействии духовенства не столь нуждаются, а то и совсем не нуждаются. Но там, где есть заблуждение, там, где обнаруживается грех, — там моральное воздействие духовенства, как раз у места. Если этого, как обыкновенно бывает, не сознают и нено-нимают сами заблуждающиеся и грешники — это естественно: на то они и грешники. Но представители духовенства не могут этого не сознавать и не понимать. Со Съезда могут уйти чиновники, могут уйти представители какой-иибудь политической партии, если направление работ Съезда идет слишком вразрез с программой или тактикой партии. Вообще, уход, бойкотъ—прием тактический и политический. Но духовенство ведь не знает, по крайней мере, не должно знать,—никакой партии, никакой политики, у него нет и но должно быть ни программы, пи тактики. Представитель духовенства должен быть ловцом человеков, он должен уловлять души и, конечно, души заблуждающихся и грешников. Если на Съезде обнаружилось нежелательное с точки зрения духовенства настроение, то представителям духовенства не только не следовало уходить, а напротив тут и поналечь, сюда-то и направить весь пламень веры, убеждения. Кроме того, дело идет ведь не только о тех грешниках и заблудших, которые огорчили представителей духовенства на Съезде. Дело идет о страшном народном бедствии, о вырождении и отравлении народа, о такой болезни души, против которой духовенству нельзи не бороться. Можно ли было свести все к личной обиде, если даже такая была? Уйти—это значит умыть руки, прием, со времен Пилата Понтийского не пользующийся особенным нравственным авантажем4*. (6/1 ИО). „Русское Слово44 набрасывает исторический путь, приведший к инциденту. „Но область нравственного воспитания народа всегда было в исключительном заделывании духовенства. К батюшке идет каяться в грехе пьянства крестьянин. К нему он идет „отчитываться44 от запоя. Условия нашей жизни всегда были таковы, что наставниками | — 342 — деревни являлись урядник и священник. Первый учил ее закону гражданскому, второй закону Божьему. Учитель играл малую роль: школьник, выучившись, скоро забывал и грамоту, и наставления. Борьбу с пьянством взяло на себя духовенство. И как ревниво оберегало оно от посягательств это свое право воздействия на народную душу! — Только мы поставлены спасать людей от геенны огненной... В последнее время эта связь крестьянина с священником начинает рваться. Народ стал искать авторитета: — В своей совести. Но в прошлом крестьянин, когда дело касалось спасения души, был всегда „на поводу14 у священника. Он был его авторитетом. Со священника брали пример. На него ссылались, его старались слушаться, чтобы не попасть в геенну огненную. Он был кормчий. Но направить русский корабль в тихую гавань ему не удалось. Кормчий молчал. И всегда он молчал, когда нужно кричать, умолять. А молчал он так, что люди спрашивали: — Не сочувствует ли? И находили тому доказательства. Когда кто-нибудь заслонял народ от духовенства и говорил: — Позвольте мне позаботиться о душе народной, если вы... Тогда раскрывались уста сфинкса, и он неистово кричал: — Только я призван спасать... В Москве есть живой тому пример — „братец ИоаннѴ. Как бы ни относиться к этому необразованному, но властному проповеднику, — одного нельзя вычернуть никакими средствами: — Он насаждает трезвость.' Сам трезвенник, он одной силой слова превращает поддающогося его влиянию пьяницу в человека. И народ за ним идет. А духовенство негодует: — Как смеешь ты брать на себя задачу спасения? Мы призваны спасать... Так спасайте же, пожалуйста! Боролось оно, конечно, с догматическим и обрядовым несогласием. Но в народе эта борьба получала иное освещение: — С трезвостью борются. Народ привык смотреть в корень: как живет человек, трезво ли, по Божьему ли. А согласен ли отпавший с церковью в обрядах и догматах,—для него—дело второстепенное. — Можно и право верить, но скверно поступать. Какой толк в такой вере?—говорят разумные крестьяне. Отсюда понятно, почему сектантство и раскол не только не уменьшаются, а развиваются. Народу нужен хороший пример, а не „жидкия слова*1. |