Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 253   >>>

  

— 253 —

духовенство, безправное, рабски подчиненное епископам и синодальным чиновникам, представляет собой замкнутую касту, блогополучие которой зависит от доброхотных даяний прихожан и так называемого, по меткому выражению покойного И. Аксакова, „терпимого святотатства44, т. е. произвольного обложения Синодом и епархиальной властью храмов всякого рода поборами и налогами. Миряне, которые по каноническим правилам должны быть телом Церкви Христовой и должны быть объединены вокруг храма в церковные общины, являются отдельными, безправными посетителями храмов. И не удилительно: наша церковь не соединена с государством, а всецело поглощена, превращена в „ведомство православного исповедания44. Раз уничтожена каноническая свобода и самоуправление церкви, другой роли мирянам не может быть отведено, и понятно, что когда-то живые организмы — православные самоуправляющиеся в известных пределах приходы, выбиравшие сами себе членов причта на точном основании церковных правил, потеряли свое значение основных церковно-общественных единиц, у нас исчезли церковные православные общины и приход получил теперешнее исключительное территориальное значение.

Приход потерял право быть юридическим лицом, каковым теперь признается храм, доходы коего собираются на основные нужды духовенства помимо желания и согласия прихожан. В приходе нет никакой церковно-общественной жизни, в управлении церковном водворился бездушный формализм и канцеляризм. Священники являются чиновниками ведомства православного исповедания, с ярко очерченными полицейскими обязанностями. В народе водворилось исключительно обрядовое блогочестие и то надает, так как оно одно не может удовлетворить духовных стремлений народа; в интеллигенции же, наблюдающей противоречие между религиозным идеалом и действительностью, развивается все больше религиозный индифферентном, что хуже неверия... Вот современное состояние православной церкви, которая при других условиях, могла бы быть громадной культурной силой и своей живой деятельностью могла бы исцелить не мало социальных недугов. Она нуждается в обновлении, но пока соберется церковный собор, который один будет в состоянии возвратить церкви ея свободу и возродить соборное устройство, мы должны сделать все возможное к скорейшему возвращению нашему православному приходу канонического значения основной церковной ячейки с правами юридического лица. Церковная община — этот живой организм — может сделать, как мы видим у мариавитов, старообрядцев и сектантов, многое для поднятия материального и духовного состояния своих членов и в том числе быть прекрасной организацией для борьбы с народным пьянством и другими социальными недугами. „В единении—сила44, а в таком серьезном деле, как борьба с пьянством, оно необходимо в особенности. Люди не в состоянии достигнуть каких-нибудь осязательных результатов-ни в каком серьезном деле, имею-

- 264 —

щеп общественное государственное значение, действуя в разброд, как отдельные песчинки. В области земского самоуправления теперь ото, наконец, созвано всеми, и мы, можно сказать, накануне создания мелкой земской единицы. Такая же мелкая единица — приход; приходская община должна быть воссоздана в православной церкви, как для организации на местах общественного призрения на началах христианской любви и милосердия, так и для борьбы с социальными недугами и в особенности с народным пьянством.

Имея в виду все изложенное, полагаю, что Съезду надлежит возбудить следующия ходатайства.

1) Об усилении проповеднической деятельности православного духовенства и изменении преподавания гомилетики в духовных семинариях, дабы наше. духовенство научилось, наконец, говорить проповеди, которые теперь, обыкновенно, читаются бесстрастным языком в пространство, по тетрадке.

2) О вменении духовенству в обязанность уклоняться от участия в такого рода семейных торжествах, где происходит употребление народом спиртных напитков.

3) О поощрении духовенства к организации ими обществ трезвости.

4) О незамедлительной реформе православного прихода с возвращением ему значения основной церковно-обицественноии единицы и нрава быть юридическим лицом. Последнее право может ныть возвращено законопроектом, составленным в Государственной Думе, так как разрешение этого вопроса относится всецело к области ведения государственного, а не церковного.

Ровинский, К. И., гласный Смоленского Земства.

Д о к л а д .— „Русская промышленность и народное

и ьянство".

Все усиливающееся в нашем отечестве народное пьянство не только крайне неблогоприятно отражается на народном здравии и народной нравственности, но служит одним из тормазов к развитию у нас и прочной постановке многих отраслей промышленности, блогодаря чему мы еще долгое время будем платить дань иностранцам, отправляя за границу сырье, а не фабрика™ и не имея возможности надлежащим образом использовать паши природные богатства.

Так, одной из причин не только слабого развития у нас льнопрядения и льняного ткачества, но и постепенного упадка этой отрасли промышленности является невозможность широкого сбыта за границу наших льняных фабрикатов в виду их дороговизны, по сравнению с таковыми же заграничными фабрикатами, почему лен и идет заграницу сырьем.