Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 220   >>>

  

— 220 —

Коровин, Александр Михайлович, д-р.

Д о к л а д и.. — Сельская ш к о л а н а л к о г о л и з м в JM о с к о в с к о й г у б о р и и и.

II О Л О Ж Е И I Я.

1) Современное положение школы в борьбе с алкоголизмом.

2) Необходимость изучения массового алкоголизма.

3; Преимущества изучения школьного алкоголизма в селениях.

4) Дети отражают в своем поведении окружающую их среду, создаваемую взрослой частью населения.

5) Отдельные указания на детский алкоголизм в селениях.

6) Постановка и цель анкеты, произведенной в конце 1908 г. в сельских школах Московской губ. и давшей сведения более чем о 23.000 учениках.

7) Первая часть анкеты выясняет условия и обстоятельства, при которых происходит прививка алкоголизма детям.

8) Вторая часть анкеты решает вопрос о вредном действии редких и малых доз спиртных напитков на организм школьников н дает первые намеки на возможность будущого алкоголизма.

9) Алкоголизм подрывает основы школьной жизни, и потому школа должна выступить -на активную борьбу с национальным бедствием путем обязательного систематического ознакомления с этим злом, как детей, так и их родителей; для последних желательно устройство при школах „собеседований с родителями" по алкоголизму и другим главным вопросам детской шпоны.

Котельников, М. Г.

К докладу „Школа в борьбе с пьянствомъ".

II О Л О Ж Е III Я.

1) Борьба с потреблением наркотических, одурманивающих средств должна идти в 4-х направлениях:

а) воспитание личности;

о) изменение бытовых условий жизни;

в) изменение политико-экономических условий жизни;

г) изменение питейного режима, т. е. направление питейного законодательства исключительно в целях борьбы со злом.

2) Школа есть могучий руководитель в первом направлении; но для выполнения своей роли деятель народной школы должен не быть рабом своих житейских нужд,—никакая затрата на дело народного просвещения не может быть признана достаточной.

3) Успех антиалкоголыиаш преподавания зиждется на свободном, чуждом догматического характера, отношении учителя к делу; учитель должен быть сам примером; сам он должен быть искренно убежденным последователем проповедуемъ^!, принципов.

4) Большим союзникам антиалкогольного воспитания юношества, кладущим печать на всю последующую жизнь, является вселение любви к искусству, которая облогораживает внутреннее Я человека, помогает ему при всех житейских невзгодах утеху искать в прекрасном; искусство облогораживает всякий труд, оно разгоняет скуку — этого ужасного союзника гибели человека.

Котельников, Михаил Григорьевич.

Доклад.— .,Что дала России винная монополии".

II О Л О Ж Е II 1 Я.

1) Реформа питейного налога, проведенная в России в 1894 г., основанием своим имела исключительно финансовые соображения; затрагивая существенно частные интересы, при проведении ея для оправдания в первую линию выдвигалась необходимость борьбы с пьянством. Девизом было взято: всякое недопостунленио питейного дохода с лихвой покроется сбережениями народными, увеличением его блогосостояния, а, следовательно, усиленным поступлением государственных доходов по другим статьям.

2) Ряд повышения ставок акциза перед введением казенной продажи, не давая уже надлежащого эффекта, — увеличения поступления акциза, не был в соответствии с поднятием ставок; оффициальное душевое потребление падало.

Падение это могло вызываться непосильным обложением, злоупотреблениями (тайное винокурение, понижение крепости, недо-мер и проч.), распространением других одурманивающих веществ (народный одеколон, киндер-бальзам, эфир и прочО; в отношении России, можно сказать, имели влияние все факторы.

3) С введением казенной продажи душевое потребление поднялось почти повсеместно. Причиной этому можпо принять: повышение крепости вина (запечатанная посуда, определенное качество казенного вина* почти вывели разбавку его водой и сдабри-вание специями), почти исчезновение тайного винокурения за трудностью сбыта.

4) Кроме этих побочных причин, поднятие душевого потребления необходимо приписать сближению продукта с потребителем; реформа дала сильный толчен к развитию корчемства;

• дробление единицы продажи до предела возможного содействовало успешному распространению продукта.