— 219 — 2) В России есть врачи, активно работающие в борьбе с алкоголизмом, а также желающие присоединиться к данной борьбе. 3) В очень многих местностях России находятся такие врачи. 4) Разрозненные усилия их не могут иметь серьезного общественного значения. 5) Имеется на-лицо созванная потребность этих врачей объединиться для совместной работы. 6) Нора врачам занять свое пустующее место во главе национального движения против алкоголизма. 7.) Для практической непосредственной борьбы с этим злом необходимо образование „Общества русских врачей-трезвенпиковъ". Коровин, Александр Михайлович, д-р. Д о к л а д . — „Д и и с о м а и и я, к а к р и т м и и с т о иц е н и е‘\ ПОЛОЖЕНИЯ.. 1) Современные взгляды на динсоманию (заной). 2) Ритмическая деятельность нервных центров и их исто-щаемость, как одно из нормальных отправлений нервно-психики. Запой—ритм и запой—истощение. 3) Образование запоя: обнаруживается резкая тенденция к образованию алкоголизма в более ранние годы и притом с наиболее коротким подготовительным периодом (1—4 лет и менее); в частности заной-ритм присущ юным годам, а заиой-истощение—более зрелым. 4) Проявления запоя: а) заной—ритм образуется от начала алкоголизма главным образом в первые пять летъ—60°/о, заной—истощение после ИО лет от начала алкоголизма—46,7°/о; б) запойные—ритм склонны к большим дозам (2—6 б. водки), а запойные—истощение к меньшим (1—2 б. водки); в) продолжительность запойных приступов и светлых промежутков сравнительно длиннее у запойныхъ—истощение; г) обычные последствия алкоголизма чаще встречаются у запойныхъ—истощение. 5) Причины запоя: а) знакомство практическое или теоретическое с действием алкоголя; 6) биологическия особенности деятельности нервных центров устанавливают сущность и объем запоя; вид же запоя (ритм или истощение, или то и другое вместе) обусловливается характером избирательного действия социальных факторов на нервно-психику; в) наследственность имеет косвенное, небольшое значение; г) прогностика и терапия. | — 220 — Коровин, Александр Михайлович, д-р. Д о к л а д и.. — Сельская ш к о л а н а л к о г о л и з м в JM о с к о в с к о й г у б о р и и и. II О Л О Ж Е И I Я. 1) Современное положение школы в борьбе с алкоголизмом. 2) Необходимость изучения массового алкоголизма. 3; Преимущества изучения школьного алкоголизма в селениях. 4) Дети отражают в своем поведении окружающую их среду, создаваемую взрослой частью населения. 5) Отдельные указания на детский алкоголизм в селениях. 6) Постановка и цель анкеты, произведенной в конце 1908 г. в сельских школах Московской губ. и давшей сведения более чем о 23.000 учениках. 7) Первая часть анкеты выясняет условия и обстоятельства, при которых происходит прививка алкоголизма детям. 8) Вторая часть анкеты решает вопрос о вредном действии редких и малых доз спиртных напитков на организм школьников н дает первые намеки на возможность будущого алкоголизма. 9) Алкоголизм подрывает основы школьной жизни, и потому школа должна выступить -на активную борьбу с национальным бедствием путем обязательного систематического ознакомления с этим злом, как детей, так и их родителей; для последних желательно устройство при школах „собеседований с родителями" по алкоголизму и другим главным вопросам детской шпоны. Котельников, М. Г. К докладу „Школа в борьбе с пьянствомъ". II О Л О Ж Е III Я. 1) Борьба с потреблением наркотических, одурманивающих средств должна идти в 4-х направлениях: а) воспитание личности; о) изменение бытовых условий жизни; в) изменение политико-экономических условий жизни; г) изменение питейного режима, т. е. направление питейного законодательства исключительно в целях борьбы со злом. 2) Школа есть могучий руководитель в первом направлении; но для выполнения своей роли деятель народной школы должен не быть рабом своих житейских нужд,—никакая затрата на дело народного просвещения не может быть признана достаточной. |