Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 49   >>>

  

— 49 —

касаясь других; поэтому нельзя отдельной мере ставить в вину, что она не окажет универсального влияния на всю массу народа; неправильно отрицать всякое ея значение, возражать против нея,— даже при всей относительной ея ценности.

Пора», наконец, приступить к систематической, настойчивой и неутомимой борьбе. Не будем самооболыцаться и скрывать— борьба эта весьма трудная и продолжительная, осязательных результатов придется ждать много времени. В конце-концов, должен быть выработан общий план систематической государственной и общественной борьбы с народным пьянством и постепенно, но неуклонно осуществляем при совместном участии законодательной и правительственной власти, органов самоуправления—земств и городов,—организаций частной инициативы и отдельных деятелей. Начинать же следует с более неотложных и легче осуществимых мер.

Безусловно необходимо проникнуться мыслью, что законодательные и вообще государственные мероприятия тогда только окажут действительное и блоготворное влияние, когда интеллигенция и народные массы, хотя бы некоторые их слои, поймут все громадное значение алкоголизма и, проникнутые убеждением в необходимости борьбы с этим злом, примут в ней участие сознательно и активно.

ИИародно-хозяйственное значение алкоголизма, влияние его на народное здоровье, нравственность, преступность, самоубийства и на вырождение групп населения столь явно и в общих чертах известно, что останавливаться нам на нем в настоящее время не представляется нужным. Лишь для иллюстрации, пожалуй, укажем, что не менее 1 миллиарда русских народных денег, по вычислению нашего сочлена В. И. Покровного, тратится в год на потребление алкоголя, не считая при этом расходов на больницы, тюрьмы, богадельни, суд и другие непроизводительные расходы, вызываемые пьянством. В Европе в XIX веке от алкоголизма умерло в течение 30 лета llj2 миллионов,—от болезней же и войн погибло то же число в течение целого XIX стол. Как не согласиться с Гладстоном, что алкоголизм причиняет более вреда и опустошений, чем чума, голод и война, вместе взятые.

Если первый Всероссийский Съезд привлечет к вопросу об ачикоголизме особое внимание широких кругов населения, популяризует идею о неотложной необходимости действительной и настойчивой борьбы с народным пьянством и, таким образом, окажет хотя-бы некоторое содействие возникновению русского иротивоалкогольного общественного движения, то он уже много сделает, и этого, во всяком случае, будет достаточно, чтобы оправдать его созыв.

Далее, если он подготовив таким образом сознательное отношение и содействие общества законодательным мероприятиям, проведение которых безусловно необходимо, даст толчен к осуществлению хотя-бы некоторых неотложных мер

— 50 —

борьбы с пьянством: введения в школах антиалкогольного обучения, постепенного ограничения спиртных напитков, посодействует облегчению частной и общественной инициативы в иротивоалкогольной борьбе путем культурных мероприятий, то он почти в полной мере исполнит свое назначение. ,

Если же, наконец, Съезд внесет кое-что и в научную сокровищницу знаний по вопросу об алкоголизме, практического главным образом характера, то главные его задачи будут исчерпаны.

Но, во всяком случае, он не должен разойтить, не обезпечив с своей стороны возможности созыва следующого второго Съезда. Для этого, но нашему мнению, следовало бы организовать при Коммиссии но вопросу об алкоголизме или в известной с ной связи постоянный органъ—постоянное бюро (Комитет) для созыва всероссийских съездов по борьбе с пьянством. Бюро это могло бы составиться из равного числа членов (примерно по 5), избираемых съездами и Коммиссифй, с предоставлением им права кооптировать еще пять членов, в качестве уполномоченных в главных местных центрах. В случае созыва Съезда в Петербурге, такое бюро само организует Съезд. Когда же последний устраивается в другом центре (напр., в Москве), то постоянное бюро оказывает всяческое содействие местному Организационному Комитету, избираемому всецело Съездом с тем же нравом кооптации.

Нам кажется, что лучшими средствами избежать затруднений и обезпечить существование Съезда и продуктивность его работы было бы строгое проведение принципа политической (а также и религиозной) внепартийности, выраженного во 2 параграфе статута Съезда,—его общого плана организации,—и поставленного Организационным Комитетом основным условием для всех желающих принять участие в работах Съезда, а равно и терпимость к мнениям других вообще и в частности—во взаимных отношениях обеих групп противоалкогольного движения— адептов полной трезвости и сторонников так называемой умеренности.

Занадно-европейское антиалкогольное движение почти раскололось на два лагеря. Впрочем, невидимому и там в последнее время начинают приходить к сознанию, что необходимо единодушие и хотя бы параллельная работа всех активных работников в борьбе с алкоголем какого-бы они направления ни были; но крайней мере весьма горячие споры о преимуществах воздержания и умеренности на прежних противоплкоголыиых международных съездах ночти смолкли на двух последнихъ—в Стокгольме и в Лондоне. У нас же, в России, в самом начале зарождающогося движения этот раскол был бы в высокой степени нежелателен и даже вреден для общого дела,— особенно в первое время.

Несмотря на большое разнообразие в составе Съезда, по существу необходимое, представленный ему материал дает не-