Д-р Б.С. Сигал «Алкоголизм и молодежь», — Л.:Прибой, 1930

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 7   >>>

  

ния народа и разрушения его здоровья, шло- на просвещение, при чем большая часть этого нищего бюджета тратилась на церковно-приходские школы, которые были* не столько очогом просвещения, сколько местами затемнения народа.

Водка разливалась во-всю. Она с каждым днем все более захлестывала страну.

Только дорога к кабаку была совершенно свободно открыта рабочему и крестьянину. В пьяном веселии находили они забвение. Пьяным зельем заливали они свое горе. Последние деньги уносили они в ненасытную пасть всепожирающего зеленого змия.

Питейные обычаи стали неотъемлемой частью народного быта. Свадьба, именины, крестины, похороны, праздники, получка должны были сопровождаться выпивкой. Любая торговая сделка, купля и продажа, «вспрыскивалась». По всяко<му поводу, а то и без повода надо было выпить. Пили взрослые, пили и дети. Молодежь piaHbuie всех подвергалась разрушительному влиянию ядовитого алкоголя. И в связи с тем, что пили как раз наиболее губительные крепкие спиртные напитки, как водку, последствия алкоголизма в России сказывались еще сильнее, чем в других странах, где употребляют более легкие вина, содержащие меньше алкоголя.

В 1914 году, с начала войны, воспрещена была продажа спиртных напитков.

Вызвана была эта мера отнюдь не блогородными побуждениями царского правительства, а опасностью «пьжных бунтов».

Однако вскоре многие, привыкшие к пьянству, стали заменять царскую водку еще более ядовитыми суррогатами: 1 пошли в ход лак, политура, одеколон и т. п. В глазных больницах стали появляться люди, ослепшие от древесного спирта, одного из самы-х губительных ядов, который имеется в этих суррогатах.

*) Суррогат — значит, подделка.

Затем широкой волной стал разливаться по стране самогон. Крестьянин научился сам превращать хлеб в алкоголь. 275 ООО самогонных заводов было обнаружено в стране в 1925 году.

Самогон стал усиливать кулацкий сектор деревни. Имеющий избыток .хлеба кулак стал пользоваться самогоном для усиления эксплоатации бедняка.

Нужно было ликвидировать самогонную волну, и одним из мероприятий, направленных для этой цели, явился выпуск в продажу водки в 1925 г.

Выпуск водки есть «временная мера необычайного свойства», — говорил т. Сталин. Она вызвана невозможностью ликвидировать самогонную волну одними запретительными мероприятиями. Она вызвана еще крепко укоренившимися алкогольными предрассудками и питейными обычаями в массах, в частности в среде молодежи.

Попытки вести борьбу с алкоголизмом в дореволюционное время путем нравоучений «обществ трезвости» были бесплодны. Мало убеждали духовно-нравственные проповеди трезвенников, ибо нечего было противопоставить опьяняющему влиянию алкоголя.

Только одиночки, осознавшие всю недопустимость такой жизни, восставшие на борьбу с царизмом, вырывались из пьяного омута.

Вот почему пили отцы.

А в настоящее время? В Ленинграде, у самого Пути-ловского завода, где некогда были одни трактиры, высится сверкающий огнями Московско-Нарвский Дом Культуры. Все театры, клубы, кино предоставлены рабочим.

И однако тут же, у Дома Культуры, вы наталкиваетесь на пьяную компанию из рабочих. В пивной вы видите за столиком осовелые физиономии.

В большинстве это пожилые рабочие, которым еще трудно отвыкнуть от старой привычки к пьянству.

Когда же среди посетителей пивнушки вы встретите рабочую молодежь, для которой приведенные выше за

8