— Да, мы пьяницы. Но вот вопрос: как же нам не быть пьяницами-то? У нас так мало-начальных школ. Сотни наших детей ежегодно остаются за дверьми школы. У нас всего-навсего две библиотеки, да и тем что-то не везет: то их закроют и перетрясут все, что ни есть, то опять позволят им существовать, то опять закроют. — Рабочего клуба, театра, в котором можно было бы поставить хоть любительский спектакль, у нас тоже нет. Говоря короче, нам негде подучиться, негде отдохнуть в свободное время и негде повеселиться по-разумному, мы живем, как дикари. Дальше описывают они, как устроен был рабочий театр, в котором хоть изредка давались любительские спектакли, но начальство испугалось «крамолы» и закрыло его. — Если нам нельзя жить и веселиться по^-разумному, так, значит мы поневоле должны жить и веселиться по-безумному, —писали они. Московские рабочие писали: — В виду отсутствия "в Москве порядочных чистых чайных мы бываем часто вынуждены итти в грязный трактир для того, чтобы там побеседовать, и мы бываем вынужденными покупать водку при всем своем нежелании ее пить. Рабочие Путиловского завода ответили: — Мы обращаемся к алкоголю потому, что другого развлечения нет. И если есть учреждения, где можно было бы получить развлечение, то они недоступны1. В театр пошел бы, да надеть нечего. В театре каждый смотрит на тебя, не как на человека. У нас мало' книг, газет, библиотек . . . «Бову-Королевича» давно прочитал . . . Вот подлинные документы рабочего быта. Вы поймете, почему пили ваши отцы, на которых в театре смотрели, не как на человека, для которых были изготовлены книги про «Бову-Королевича». Удивительно ли, что в Петербурге на душу населения приходилось 2Vo ведра водки в год? 4 | Все развлечения, все прелести культурной жизни были приготовлены для власть имущей буржуазии. Для рабочих и крестьян доступна была только водка. Мгла отовсюду черная Навстречу бедняку Одна открыта торная Дорога к кабаку,— •писал Некрасов. Вспомните «Мать» Горького с волнующим описанием пьяного быта рабочей семьи. К тому еще «власть имущие» <на Руси преследовали определенную цель — спаивание трудящихся. Страшным врогом трудящихся был алкоголь, врогом классовым, потому что он играл на руку угнетателям народа, одурманивая мозг рабочих и заставляя их забывать о необходимости бороться против своих угнетателей. Враг у народа был страшный давно. Враг этот — чортов напиток, вино. Слезно взмолились буржуи вину: — Вспомни, вино, старину. Вспомни-припомни, вино, старину: Как разоряло в конец ты страну, Как под проклятья и жалостный вой Грабило люд трудовой. Как, обобравши весь люд трудовой, Ты его выдало нам головой, Как он, тобой поваленный с ног, С нами бороться не мог, — пишет Демьян Бедный. Власть имущим, князьям, боярам, это «веселие — пити» было выгодно. Они устроили кабаки, в которых спивался народ и приносил им в богатую мошну последние трудовые деньги. При монастырях на ряду с обрядами и проповедями, рядом с религиозным дурманом шел и дурман питейный. Специальные монастырские кабаки спаивали богомольную публику хмельным зельем. 5 |