Д-ръ медиц. И. В. Сажинъ. Умѣренное употребленіе спиртныхъ напитковъ или полное воздержание от ніхъ? СПб.:Тип. Сойкина, 1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 26   >>>

  

— 26 —

служители алтаря, и сыны Марса, и самые простые землеробы— все без исключения несут жертвы на алтарь всепожирающого Молоха—алкоголя.

Уже одно это указывает, что основа суть не в экономических и не в социальных условиях. Бесспорно, роль их огромна, но не решающая. Не видеть этого нельзя, не будучи ослепленным односторонней, предвзятой точкой зрения.

Если всюду, во всех классах, при всяческих общественных положениях встречаются алкоголики то, с другой стороны, также гсюду не мало найдется и полных трезвенников. И последние, вопреки идолопоклонникам исключительно социально-экономп-ческих божеств, среди экономически обездоленных и социально ниже- стоящих слоев встречаются отнюдь не реже, чем среди обезпеченных господствующих классов.

Скорее—наоборот. Этим я хочу отметить, что зависимость алкоголизма от экономических факторов не имеет о е з-условно решающого характера. Сама действительность показывает, что не только экономические факторы, но и идеи являются творящей силой. Здесь более, чем где-либо применимо положение Гегеля: не цепи делают раба, а рабское сознание. И если справедливость, право, политика и даже религия находят свое обоснование в экономических факторах, то с другой стороны они сами в свой очередь играют колоссальную роль в эволюции общества. Ведь, вся суть решения алкогольного вопроса заключается в единственной основной, исходной точке—-именно, алкоголь есть типичный наркотический яд. Следовательно, длительное употребление даже небольших количеств его должно неизбежно вызывать известные определенные расстройства во всех областях душевной и интеллектуальной, а затем физической деятельности.

И не может быть различия по существу, при каком бы со-щально-экономическом строе ни происходило отравление этим ядом и кто бы ли превращал свое свободное сознание путем длительного наркоза в рабски подчиненное алкоголю.

Считают веским возражением против абстинентов также то обстоятельство, что в алкогольную индустрию вложены колоссальные капиталы, что государство извлекает из нея львиную долю всех доходов. Что же станется со всеми этими капиталами, вложенными в спиртное производство и массой рабочих, занятых в немъ? Но такое возражение равносильно было бы отстаиванию принципа В9Й11Ы потому лишь, что с отсутствием ея должна бу-

— 27 —

дет прекратиться работа пушечных, ружейных, пулеметных, броневых и др. заводов.

Оно аналогично протесту против введшия железных дорог, электрической тяги и т. д. потому, что масса ямщиков, извозчиков и т. п. лишается заработка. Надо принять притом во внимание, что, к счастью человечества, спирт может найти весьма широкое полезное применение в многочисленных и разнообразных областях техники и повседневного обихода без того, чтобы отравлять им человеческий организм. Следовательно, вопрос о доходах государства с обложения спирта вовсе не представляется по существу неразрешимым иначе, как только в связи с народным отравлением.

Существующий же при настоящих условиях доход есть ничто иное, как иллюзия. Добиваться улучшения экономического положения страны, опираясь главным образом на доход от спири-ных напитковъ—значить, по моему мнению, строить здание на зыбкой почве. Но и помимо того от самого искренняго и решительного признания принципа полного воздержания нельзя ожидать быстрого изменения установившихся веками и глубоко внедрившихся во все слои питейных обычаев и алкогольныхъ'предрассудков. Поэтому совершенно неосновательны преувеличенные опасения за внезапное освобождение капиталов и рабочих рук, вложенных в алкогольную индустрию, и за потерю государством огромных доходов от спиртных напитков. К глубокому сожалению, потребуется еще много времени, упорного труда и затраты массы энергии духовной, для того, чтобы с признанием принципа абсолютной трезвости лишь постепенно вытеснялся из ежедневного обихода алкоголь—этот мощный враг всякого прогресса.

Очень многие, по недоразумений, считают абстинентов какими-то отвлеченными теоретиками, не от мира сего, витающими в облаках, а на земле не имеющими твердой почвы под ногами. При современных условиях, говорят они, проведение в жизнь принципа абсолютной трезвенности положительно невозможно.

Факты, действительность вполне опровергают такое утверждение. Мы знаем существование, помимо отдельных лйщ>, целых обществ. групп, сект, даже народностей (турки, арабы, татары), проводящих в жизнь начало воздержания от спиртных напитков. Уже одна статистика страховых обществ всего мира показывает, что абстиненты не есть мечта, теоретическе построение, а реальная и далеко не ничтожная величина. В Америке неуклонно растет число так называемых сухих ..drу“ районов, где сѵше-