Д-ръ медиц. И. В. Сажинъ. Умѣренное употребленіе спиртныхъ напитковъ или полное воздержание от ніхъ? СПб.:Тип. Сойкина, 1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 25   >>>

  

организма. Огромная физическая и духовная мощь. сокрушаемая ныне ядом алкоголя, направилась бы тогда на устранение многочисленных социальпо-экоиомических зол, так тормозящих всеобщий прогресс. Далее, если отрицать сильную ядовитость алкоголя только потому, что человечество не выродилось же от рею до сих пор, то, оставаясь логически последовательным, должно было бы отвергнут на тех же основаниях и сильную ядовитость туберкулезного, сифилитического, тифозного и ядов всех других заразных болезней, а также и убийственное влияние всех антигигиенических и антисанитарных условий, при которых живут народные массы. Ведь, несмотря на общераспространенность всех этих разрушительных факторов, человечество всетаки продолжает существовать и, по моему глубокому убеждению. не только не вырождается, а в общем даже развивается, прогрессирует. Должно, однако, признать, что отравление человечества алкоголем чрезвычайно быстро с т а л о р а с т и лишь в последния десятилетия, блогодаря его удешевлению, поразительной доступности для каждого в (‘вязи с остальными социалыю-экопо-мичес кими ф а ктор ами.

И, конечно, пассивное отношение к такому положению вещей грозило бы действительно вырождением, но, к счастью, алкогольная опасность, внося столь явное разрушение, вызывает и соответственную реакцию, отпор, стремление овладеть и ввести в границы эту могучую, подрывающую лучшия стороны человеческого бытия силу. Заложенная в человеческом организме запасная Энергия, дающая ему такую стойкость, сможет в конце концов одолеть и этого врага, особенно, когда плоды научных исследований. вскрывших сущность влияния алкоголя, как типичного наркотического яда, станут достоянием широких народных масс.

Одним из основных упреков, посылаемых сторонникам полного воздержания, часто является указание на тесную связь и зависимость алкоголизма от экономических и социальных условий. Считая принцип абстинента отвлеченным, безпочвенным, обычно говорят: устраните социалыто-экопомическия уродливости “и непорядки и алкоголизм исчезнет сам собой. Что это далеко не так. можно убедиться и из современной действительности. Излишне напоминать, что алкоголики многочисленны всюду—и среди шсших. и среди низших классов; как темные невежественные массы, так и высокообразованные, интеллигентные слои отравляют себя этим ядом: и великие ученые, и поэты, и гении, и

— 26 —

служители алтаря, и сыны Марса, и самые простые землеробы— все без исключения несут жертвы на алтарь всепожирающого Молоха—алкоголя.

Уже одно это указывает, что основа суть не в экономических и не в социальных условиях. Бесспорно, роль их огромна, но не решающая. Не видеть этого нельзя, не будучи ослепленным односторонней, предвзятой точкой зрения.

Если всюду, во всех классах, при всяческих общественных положениях встречаются алкоголики то, с другой стороны, также гсюду не мало найдется и полных трезвенников. И последние, вопреки идолопоклонникам исключительно социально-экономп-ческих божеств, среди экономически обездоленных и социально ниже- стоящих слоев встречаются отнюдь не реже, чем среди обезпеченных господствующих классов.

Скорее—наоборот. Этим я хочу отметить, что зависимость алкоголизма от экономических факторов не имеет о е з-условно решающого характера. Сама действительность показывает, что не только экономические факторы, но и идеи являются творящей силой. Здесь более, чем где-либо применимо положение Гегеля: не цепи делают раба, а рабское сознание. И если справедливость, право, политика и даже религия находят свое обоснование в экономических факторах, то с другой стороны они сами в свой очередь играют колоссальную роль в эволюции общества. Ведь, вся суть решения алкогольного вопроса заключается в единственной основной, исходной точке—-именно, алкоголь есть типичный наркотический яд. Следовательно, длительное употребление даже небольших количеств его должно неизбежно вызывать известные определенные расстройства во всех областях душевной и интеллектуальной, а затем физической деятельности.

И не может быть различия по существу, при каком бы со-щально-экономическом строе ни происходило отравление этим ядом и кто бы ли превращал свое свободное сознание путем длительного наркоза в рабски подчиненное алкоголю.

Считают веским возражением против абстинентов также то обстоятельство, что в алкогольную индустрию вложены колоссальные капиталы, что государство извлекает из нея львиную долю всех доходов. Что же станется со всеми этими капиталами, вложенными в спиртное производство и массой рабочих, занятых в немъ? Но такое возражение равносильно было бы отстаиванию принципа В9Й11Ы потому лишь, что с отсутствием ея должна бу-