— 39 — при настоящих условиях главным источником детского и юношеского алкоголизма. Если мы теперь вышеуказанные роль и значение подражала и внушения в общественной жизни "сопоставим с алкогольными предрассудками и питейными обычаями, царящими среди насъ—то во всей полноте и силе предстанет пред нами всеобъемлющее проявление социальной алкогольной наследственности. Великий поэт Шиллер, в словах Валленштейна, художественно изобразил глубоко захватывающую человека силу предрассудков, рутины, обычаев: Да, из рутины создан человек, Кормилицей ему была привычка, И горе тем, кто у него в дому Дотронется до утвари почтенной Старинных лет, наследья дорогого Его отцовъ! Что прожило года, То действует, как сила освященья; Что старости покрыто сединой, То для него божественно. Нет правительства, более; мелочного и деспотичного, нет законодательства, строже соблюдаемого и более сурового, чем обычай, справедливо замечает Тард. Между тем, в настоящее время всюду, во всех слоях общества питейные обычаи пустили столь глубокие корни, что являются чем то, как бы органически слитым с общественной жизнью и даже, увы! по горькому заблуждению, считаются многими за безусловно необходимые. А. Дельбрюк, в своем труде „Гигиена алкоголизма*, указывает, что в среднем около 80°/0 мужчин-алкоголиков обязаны своей болезнью питейным обычаям. ѵ Блогодаря полному неведению об истинном влиянии этого сильного наркотического яда на организм к сортным напиткам охотно прибегают повседневно, ежечасно, как к помощи от всяческих зол. Вино укрепляет, питает, согревает, предохраняет от простуды, холеры, ревматизма и разных иных болезней, улучшает аппетит и пищеварение, увеличивает умственную работоспособность, прибавляет сил и вынооливолги, производить блоготворную встряску организма -вот обычное, столь же сто П ко пошедшее в плоть п кровь, (‘Коль ѵ. Оилсиог. от истины | ИО традиционное .убеждение. Одурманивающия, оглушающия, притупляющия па короткое время остроту боли, горя, забот, печали, огорчений, завлекающия свойства алкоголя — как наркотического яда — крайне способствуют внедрению и распространению указанного выше лооюного убеждения. В результате оказывается, что в современном обществе спиртные напитки являются постоянным и неразлучным спутником человека с первых дней его жизни. Балы, танцевальные вечера, журфиксы, вечеринки—где завязывается первое знакомство будущих супругов, помолвка, обручение, свадьба, имянины, крестины, обеды, торжества и празднества церковные, национальные, профессиональные, съезды ученые и даже, грустно сознаться, врачебные и т. д. и т. д., словом, почти всякое общение с другими—радость, горе, успех, неудача—все это события, которые в силу питейных обычаев должны непременно сопровождаться возлияниями Бахусу. Участники этих событий—дети, юноши, молодежь—к глубокому сожалению являются сплошь и рядом не одними лишь свидетелями и этих возлияний. Теперь можно себе представить, какой глубокий, почти неизгладимый след в психике должен оставить по себе столь суровый и неумолимыии гнет таких питейных обычаев. И это в пору жизни, когда впечатления особенно ярки, стремление к подражанию особенно резко выражено и восприимчивость ко всяческим внушениям проявляется с наибольшей силой. Микробы постоянно носящейся в атмосфере общения между людьми психической заразы этих питейных обычаев и алкогольных предрассудков так стойко и глубоко внедряются в духовный организм уже с детства, что в конце концов в духовном „я“ невольно, бессознательно, образуется внушенное, как бы органическое, конституционэльное ненормальное отношение к спиртным напиткам. В высокой степени поучительно наблюдать это в повседневной жизни. Как врачу, изучавшему специально вопрос об алкоголизме, приходится часто обмениваться мыслями о влиянии спиртных напитков на организм с интеллигентными, развитыми людьми. Конечно, здесь идет речь не о привычно пьющих, которых даже самая тема об этом естественно приводит в какое-то неприятное состояние и раздражает, а о блого- |