— 497 — Описанная нами гетеборгская систета продажи спиртных напитков заключает в себе, несомненно, здоровое ядро. Исключение частного интереса при торговле вином, передача продажи спиртных напитков в руки обществ, состоящих из уважаемых граждан, которые строго соблюдают все ограничительные правила,—все это полезно в целях борьбы с пьянством. Но, разумеется, успех возможен лишь в том случае, если государство и общины не заинтересованы в получении избытков прибыли от продажи спиртных напитков. Иначе получится та же двойственность, о которой мы уже говорили; борьба между финансовыми и моральными интересами,—борьба, при которой победа остается всегда на долю первых, а не вторых. Одной рукой государство будет издавать ограничительные правила, а другой—поощрять пьянство,— какой прок может получиться от подобной лицемерной политики? «Задача заключается в том,—справедливо замечает проф. Фридман,—чтобы суммы, выручаемые от продажи водки, не затрачивались на общия нужды, которые коммуна и без того обязана удовлетворять, и чтобы эти деньги не являлись средством для облегчения состоятельных плательщиков за счет неимущого населения, пропивающого свои нелегкие заработки. Далее, сама собой понятно, что совсем иное отношение должно быть у общины в борьбе с алкоголизмом в тех случаях, когда она не заинтересована в доходах от водки или когда эти доходы связаны определенным назначением, нежели если доходы от продажи водки идут в распоряжение общины, как и все иные сборы. Преобладание фискальной точки зрения над морально-гигиенической, конечно, может иметь место во втором случае скорее, нежели в первомъ». Заинтересованность государства и общин в доходах от продажи питей, быть-может, и была причиной того, что гетеборгская система не дала тех блогоприятных результатов, которых от нея ждали. В 1904—1910 году государство получало от крепких напитков ежегодно 31 милл. крон, (около 16 милл. руб.), обыкновенные же доходы государства составляли 209 милл. крон. Это значит, что от продажи спиртных напитков государство получало до 15% своего бюджета. | 498 — Но особенно кровно заинтересованы в доходах от продажи крепких напитков общины. Оне в 1901—1910 году подучали ежегодно по 13.6 милл. крон. Весь доход городов составлял в 1909 году 70 милл., а доход от продажи спиртных напитков около 9 миллионов; в сельских общинах весь доход составлял в 1909 году 19 милл., от одной водки поступило 3 миллиона. В ландстингах из 6 миллионов общого дохода в 1909 году 3,4 милл. (т.-е. большая половина) была получена от водки. Чтобы уничтожить заинтересованность общин и государства в продаже крепких напитков, в 1913 году в Швеции был введен новый закон, согласно которому весь доход от торговли идет в государственную кассу. Общинам, ландстингам и городам, чтобы не поставить их в затруднительное положение лишением доходной статьи, выдается определенная субсидия на культурные цели и на борьбу с пьянством в размере средних за последние годы поступлений в эти учреждения из прибылей от торговли водкой. По отношению к фиску тоже приняты ограничительные меры. «Закон фиксирует доходы государства от обложения спиртных напитков (водки, пива, пунша) и торговли ими. На потребности бюджета из поступлений этого рода может быть обращено не более 41,9 милл. крон в год. Остальное идет на образование особого фонда, который предполагается затратить на меры, связанные с коренными реформами по отношении к производству и торговле спиртными напитками, напр., на вознаграждение при полном запрещении производства или торговли и т. п.» (цитир. по книге проф. М. И. Фридмана «Винная монополия». Спб. 1914). Каковы же результаты гетеборгской системы в Швеции? Действительно ли эта система продажи является панацеей против зла и может ли она повести к окончательному прекращению пьянства? Потребление спиртных напитков несколько сократилось за последние годы; с 1896—1900 по 1905—1909 гг., душевое потребление водки уменьшилось на один ' литр, пива на 2 литра, а всего чистого алкоголя на 0,6 литра. |