— 496 — где нет общества, торгующого водкой, и где продажа сдается с торгов. Общества не только соблюдают все ограничительные правила закона 1855 года, приведенные нами выше, но и идут в своей деятельности гораздо дальше их. Так, по закону не допу. скается продажа водки лицам моложе 15 лет и пьяным. Общества в своей практике руководствуются следующими правилами. Они не продают спиртных напитков лицам моложе 18 лет и тем, кто так ведет себя, что дает повод к заключению о чрезмерном потреблении спиртных напитков. Заслуживает внимания еще одно полезное ограничительное постановление, касающееся количества отпускаемых каждому спиртных напитков. Если водка потребляется без закуски, то обыкновенно больше стакана (в 45—50 куб. сант.—]/4 чайного стакана) не дают. С закуской известной стоимости дают два стакана. Пива для распития с водкой и с другими спиртными напитками отпускают не больше одной бутылки; при потреблении закуски можно получить еще одну бутылку. Таким образом, новой системой продажи имелось в виду превратить прежние неприглядные кабаки в удобные и дешевые рестораны для рабочого класса. Так, в Стокгольме обществами отпущено завтраковъ—мясо или рыба—723.080, обедов: супа — 1.021.404, мяса или рыбы — 2.020.653, ужинов (мяса или рыбы)—570.43], других горячих кушаний 4.214.279, закусок — 3.034.336. Всего 11.584.183 порций или в день на ресторан по 1341. При этом общества обращают на кухню большое внимание: блюда вкусно приготовлены и отпускаются за недорогую плату. Эта сторона деятельности обществ вызывает нарекания; говорят, что вкусная пища привлекает в эти питейные заведения и таких людей, которые никогда не употребляли спиртных напитков. Но, тем не менее, однако, в гигиеническом отношении мы должны признать такое сочетание спиртных напитков и пищи менее вредным. С другой стороны, вкусно приготовленное питательное блюдо делает излишним потребление вина для тех, кто ищет в алкоголе средства для возбуждения аппетита или для того, чтобы заглушить голод. | — 497 — Описанная нами гетеборгская систета продажи спиртных напитков заключает в себе, несомненно, здоровое ядро. Исключение частного интереса при торговле вином, передача продажи спиртных напитков в руки обществ, состоящих из уважаемых граждан, которые строго соблюдают все ограничительные правила,—все это полезно в целях борьбы с пьянством. Но, разумеется, успех возможен лишь в том случае, если государство и общины не заинтересованы в получении избытков прибыли от продажи спиртных напитков. Иначе получится та же двойственность, о которой мы уже говорили; борьба между финансовыми и моральными интересами,—борьба, при которой победа остается всегда на долю первых, а не вторых. Одной рукой государство будет издавать ограничительные правила, а другой—поощрять пьянство,— какой прок может получиться от подобной лицемерной политики? «Задача заключается в том,—справедливо замечает проф. Фридман,—чтобы суммы, выручаемые от продажи водки, не затрачивались на общия нужды, которые коммуна и без того обязана удовлетворять, и чтобы эти деньги не являлись средством для облегчения состоятельных плательщиков за счет неимущого населения, пропивающого свои нелегкие заработки. Далее, сама собой понятно, что совсем иное отношение должно быть у общины в борьбе с алкоголизмом в тех случаях, когда она не заинтересована в доходах от водки или когда эти доходы связаны определенным назначением, нежели если доходы от продажи водки идут в распоряжение общины, как и все иные сборы. Преобладание фискальной точки зрения над морально-гигиенической, конечно, может иметь место во втором случае скорее, нежели в первомъ». Заинтересованность государства и общин в доходах от продажи питей, быть-может, и была причиной того, что гетеборгская система не дала тех блогоприятных результатов, которых от нея ждали. В 1904—1910 году государство получало от крепких напитков ежегодно 31 милл. крон, (около 16 милл. руб.), обыкновенные же доходы государства составляли 209 милл. крон. Это значит, что от продажи спиртных напитков государство получало до 15% своего бюджета. |