— 453 —
кая постановка вопроса представляет собой ошибку в педогогическом отношении. Учащийся не сознает даже значения своего обещания и изменяет ему нередко при первом же представившемся случае.
Не к этим мерам воздействия должна свестись борьба
алкоголизмом в школе. Необходимо уничтожить ту почву, на которой алкоголизм дает пышные плоды в среде учащихся. Если основной причиной алкоголизма служит плохое питание, то какую помощь в этом деле может оказать самая горячая проповедь или обет воздержания? Вот несколько данных, касающихся питания наших городских школьников: 61,7% пред уходом в школу довольствуются куском сухого хлеба, или чаем без молока, или пустым кофе; 10% идут с пустым желудком; 41% на завтрак получают сухой хлеб. Только 4% питаются нормально, 53% хронически не доедают, 32,5% лишены совершенно мясной пищи.
С нашей точки зрения улучшение питания учащихся, школьный приварок значительно больше сделают в отношении отвращения подрастающого поколения от спиртных напитков.
Но главная сторона школьной жизни, его руководящий нервъ—дело обучения и воспитания юношества. На эту сторону должно быть обращено самое серьезное внимание. Необходимо помнить, что искоренение вредных наклонностей из среды учащихся—отнюдь не простое и легкое дело. Речь идет о перестройке всего здания нашей школы, о коренном изменении систем обучения и воспитания, об усвоении педогогическим персоналом и учебным начальством другого взгляда на учащихся, как на чрезвычайно живых и впечатлительных людей, к которым нужно уметь подходить, а не как на манекены, безропотно принимающие то положение, какое им придадут.
Нужно стараться развить личность в учащихся, создать для них живые интересы, которые бы захватывали их всецело, нужно показывать им мир, полный красоты и обаяния, нужно научить их наслаждаться без вина. Решение этой задачи, которая стоить пред современной школой, будет наи-
| 454 —
болеф чувствительным ударом по пьянству. И значитг борьба с пьянством в нашем представлении отождествляется с борьбой против рутины и школьного формализма. «Нормальный рост молодых поколений может совершаться только при полном свете и просторе,—справедливо писали в 1905 г. петербургские педогоги,—в атмосфере умственной, нравственной и общественной правды, взаимного доверия учителей, учеников и семьи. Строй школы должен быть таким, чтобы в нем сохранялось уважение к личности ученика, детское стадо чувствовало бы себя детским обществом, авторитет наставника признавался бы свободно и охотно, и была бы морально и общественно влиятельной не только личность педогога, но и педогогическая корпорация. Этот авторитет может дать учителю серьезная научность его преподавания, всегдашняя правдивость в освещении поднимаемых вопросов. Без уверенности, что каждое слово учителя есть плод его внутренняго убеждения, создавшогося под влиянием опыта и мысли, а не является внушенным извне,—без этой уверенности невозможно доверие со стороны ученика. Непременное условие здоровой школьной атмосферы, оно является особенно настоятельным, когда дело касается наиболее задушевных вопросов, каковы: религиозный, моральный, философский и общественный. Но внутренняя убежденность и независимость мысли могут развиваться только в такой общественной среде, где признана и обезпечена свобода мнения и слова».
И когда в школе будет создана такая атмосфера, когда коренная реформа преподавания сделается достоянием школы, нечего будет думать о специальных мерах борьбы со школьным алкоголизмом. Вопрос разрешится сам собой. ДовыОиение цены спирта. Обложение акцизом.
Люди, мало задумывающиеся над теми условиями жизни, которые создают потребность в алкоголе, ухватываются за дешевизну и доступность спиртных напитков, и в этих фактах усматривают основную причину все возрастающого
|