— 448 — бочных аксессуаров. И апостолы трезвости с гордостью говорят о поднятом ими в школах шуме, направленном против спиртных напитков. В Соединенных Штатах Северной Америки с 1902 года, блогодаря деятельной агитации г-жи Гюнть, введено преподавание физиологии и гигиэны во всех американских школах. На ряду с этим ведутся беседы с учащимися специально по вопросу об алкоголизме. Юноши и девицы дают священный обет не пить и вступают в организуемые ими же общества трезвости. Не меньшим успехом хвастают трезвенники в Англии. Они указывают здесь на специальный институт «бродящих лекторовъ», переходящих из одного селения в другое и читающих доклады о вреде алкоголя в школах. С 1888 по 1892 год в школах Англии (вместе с Уэльсом) было прочитано 346.000 таких докладов. На них присутствовало свыше трех миллионов детей школьного возраста и свыше 127.000 учителей. Около 21/2 миллионов воспитанников школ образовали свои общества трезвости в Англии. Движение превратилось в могучий поток, захватывающий с каждым днем все новых и новых адептов. В Германии и во Франции антиалкогольная проповедь занимает также в школах видное место. К полурелигиозным обществам трезвости с мистическим оттенком в программе (общества «Синий Крестъ», «Добрых храмовниковъ» — Guttempler) примыкают также в большом числе учащиеся, блогодаря обращенной к ним горячей проповеди. Но особенно широко ведется пропаганда в школах против злоупотребления спиртными напитками в Бельгии. Здесь , по инициативе инспектора училищ Рибинса, во всех школах введено преподавание гигиэны с 1887 года. С 1898 года в дело вмешалось бельгийское правительство, предписавшее всем учителям, во-первых, не пить, а во-вторых, с высоты кафедры внушать учащимся страх пред спиртными напитками и крайнее отвращение к ним. Такой, по крайней мере, смысл имеет циркуляр бельгийского министра внутренних дел и народного просвещения Ф. Шоллерта, адресованный главному инспектору училищ в Бельгии. В этом | — 449 — циркуляре очень много характерного, и мы приведем из него некоторые выдержки: «Антиалкогольная пропаганда в школах,—говорит министр,—не должна основываться, главным и исключительным образом, как это думают некоторые, на учреждении обществ трезвости; антиалкогольная пропаганда должна — скажу больше всего—основываться на антиалкогольном обучении, которое внушало бы детям спасительное отвращение к спиртным напиткам, при условии ясного изображения и полного ознакомления детей с гибельными последствиями употребления проклятого напитка для тела, ума и сердца. Учитель должен рекомендовать ученикам воздержание и доводить их до принятия обязательства в полнейшем воздержании от спиртных напитков на тех самых основаниях и так же, как он рекомендует им искренность и честность и как советует им обещать, что они никогда не будут ни красть, ни лгать. Уча детей трезвости, учитель исполняет лишь свой учительский долгъ». И у нас в России были сделаны попытки бороться* с алкоголизмом в школе путем организации юношеских обществ трезвости. В девяностых годах С. А. Рачинский объезжал школы и обращался с горячими увещаниями к учащимся не пить. По словам самого Рачинского, его проповедь имела успех, если судить по тому, что школьники охотно давали обещания, принимали искренния решения не поддаваться порочной наклонности. Однако г. Рачинский не ограничился отмеченным успехом и устроил в тесном кругу своих учеников общество трезвости. К сажалению, никакими данными относительно результатов своей попытки г. Рачинский ни с кем не делился. Итак, на антиалкогольную пропаганду в школе затрачено много сил и энергии. Но каковы действительные успехи этой борьбы? Попробуем забыть на минуту о ничего нестоящих «обещанияхъ» и «искренних решенияхъ», и мы увидим, что всюду алкоголизм процветает, несмотря на проповедь. Пьют и в Соединенных Штатах, и в Англии, пьют во францусских и в германских школах, и, наконец, Бельгия,, |