— 447 —
не отказываются от деятельной пропаганды идей трезвости. Жизнь, работа организации доказали, насколько необходимо в жизни трудящихся воздержание от вина, и рабочие, усвоив этот взгляд в союзе, являются потом носителями этих идей и гораздо лучше распространяют их в массе, чем все капуцины и пасторы, произносящие патетическия речи и взывающие к грешной душе человека.
Ясно отсюда, что все сторонники действительной борьбы с пьянством должны отстаивать свободное развитие профессионального движения. Дайте полную возможность рабочему заняться устройством своей собственной судьбы, дайте ему отстаивать свои интересы и защищать свои права всеми способами, какие он найдет нужным пускать в ход для успеха своего дела, и он очень скоро на собственном опыте, помимо всяких проповедей, убедится, каким жестоким врогом является для него алкоголь, он доймет, что его собственные интересы и интересы класса, к которому он принадлежит, заставляют его самого воздерживаться от употребления вина и горячо рекомендовать трезвость всем своим близким и товарищам. Вот такая проповедь, не навязанная извне, не взывающая к совести, а исходящая из недр народного сознания, основанная на холодном расчете, в состоянии дать обильные плоды в борьбе против пьянства. Школа, как орудие борьбы с пьянством-
Использовать школу в целях борьбы с алкоголизмом,— эту' мысль давно лелеяли трезвенники. Проповедывать в школе воздержание от употребления спиртных напитков, запугивать воображение учащихся описанием разрушительного влияния алкоголя, обращаться к детям с горячими призывами не пить казалось делом прежде всего легким, а затем и чрезвычайно полезным. В Англии и Америке антиалкогольная проповедь давно уже ведется в школах в повышенном тоне и сопровождается массой ненужных лу
| — 448 —
бочных аксессуаров. И апостолы трезвости с гордостью говорят о поднятом ими в школах шуме, направленном против спиртных напитков. В Соединенных Штатах Северной Америки с 1902 года, блогодаря деятельной агитации г-жи Гюнть, введено преподавание физиологии и гигиэны во всех американских школах. На ряду с этим ведутся беседы с учащимися специально по вопросу об алкоголизме. Юноши и девицы дают священный обет не пить и вступают в организуемые ими же общества трезвости.
Не меньшим успехом хвастают трезвенники в Англии. Они указывают здесь на специальный институт «бродящих лекторовъ», переходящих из одного селения в другое и читающих доклады о вреде алкоголя в школах. С 1888 по 1892 год в школах Англии (вместе с Уэльсом) было прочитано 346.000 таких докладов. На них присутствовало свыше трех миллионов детей школьного возраста и свыше
127.000 учителей. Около 21/2 миллионов воспитанников школ образовали свои общества трезвости в Англии. Движение превратилось в могучий поток, захватывающий с каждым днем все новых и новых адептов.
В Германии и во Франции антиалкогольная проповедь занимает также в школах видное место. К полурелигиозным обществам трезвости с мистическим оттенком в программе (общества «Синий Крестъ», «Добрых храмовниковъ» — Guttempler) примыкают также в большом числе учащиеся, блогодаря обращенной к ним горячей проповеди.
Но особенно широко ведется пропаганда в школах против злоупотребления спиртными напитками в Бельгии. Здесь , по инициативе инспектора училищ Рибинса, во всех школах введено преподавание гигиэны с 1887 года. С 1898 года в дело вмешалось бельгийское правительство, предписавшее всем учителям, во-первых, не пить, а во-вторых, с высоты кафедры внушать учащимся страх пред спиртными напитками и крайнее отвращение к ним. Такой, по крайней мере, смысл имеет циркуляр бельгийского министра внутренних дел и народного просвещения Ф. Шоллерта, адресованный главному инспектору училищ в Бельгии. В этом
|