Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 444   >>>

— 444 —

Нечего и говорить о том, что попечительствам не удалось разрешить задачи предоставления возможности широким кругам населения правильно использовать свой досуг. Чайные попечительства отнюдь не служат притягательным центром для народа, и рядом с чайными процветают трактиры и питейные заведения, нисколько не боящияся конкуренции попечительств. И казенный дух, царящий в чайных, и узкий подбор книг и периодических изданий, не удовлетворяющих посетителей, не в состоянии были сделать чайные местом культурного единения и необходимого общения.

Прекрасными учреждениями, которые действительно в состоянии были бы отвлечь народные массы от кабака, были бы клубы, созданные самими трудящимися, свободно руководимые ими без всяких препон и преград. Подобные клубы уже были открыты в Москве, а в особенности в Петербурге. К сожалению, они крайне стеснены в своей деятельности, и вследствие этого они не в состоянии дать своим членам всего того, что они в состоянии были бы дать при малейшем просторе для их культурной работы. Но в немногочисленных рабочих клубах, существующих и существовавших недавно у нас, рабочие чувствовали себя как дома. Они сознавали свой связь с другими товарищами, они приходили сюда для общения на почве своих материальных и культурных интересов, они находили здесь все, что им нужно было, для утоления духовного голода (лекции, доклады), для развлечений (музыкального вечера и др.), они имели полную возможность отрешиться здесь хотя бы на короткое время от сознания своего угнетенного безправного положения, и это в состоянии было многих рабочих держать в дали от трактиров.

Развитие профессионального движения.

Развитие самодеятельности рабочих, предоставление им полной свободы союзов и является в свой очередь одной из культурных мер борьбы против пьянства. Принадлеж

445 —

ность к организации, сильной единением своих членов, уже сама по себе поднимает культурный уровень человека. Он в состоянии отрешиться временами от своих узкоэгоистических интересов, приносить свои личные выгоды в жертву общему благу. Развитие в человеке этих высших чувств товарищеской солидарности, понимание общности своих интересов и той группы, к которой он примыкает, готовность стать на защиту этих интересовъ—все это воспитывает в человеке социальный инстинкт, заставляющий искать* других более, высоких наслаждений, чем простое самоодурманивание вином.

С другой стороны, самочувствие рабочого в значительной степени изменяется к лучшему, если он знает, что за ним стоит сильная организация. Неуверенность в завтрашнем дне, опасения за ближайшее будущее, страх пред грядущей болезнью или потерей работоспособности ^теряют свой остроту при существовании союза. Организация не оставит товарища в беде, она придет ему на помощь,—одним этим сознанием уже устраняется такой могучий фактор алкоголизма, как шаткость и неопределенность материального положения рабочого.

Кроме того, рабочие союзы выдвигают в жизни рабочого целый ряд новых идейных культурных интересов, которые привязывают к жизни, делают ее более занимательной, заполняют ту душевную пустоту, которая часто является побудительным мотивом для употребления спиртных напитков. Общение с товарищами становится возможным в союзе на почве преследования одной общей цели; безплодность существования, безнадежность положения сменяются верой в лучшее будущее, которое может быть осуществлено общими силами. Блогодаря этому, исчезает один из психологических мотивов пьянства, который сводится к тому, что рабочему терять нечего, что в его отчаянном положении пьянство не приносит с собой никакого существенного ухудшения.

Но помимо этих чисто психологических мотивов, заставляющих рабочих держаться трезвого пути, при разви