Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 442   >>>

442

чение клубов в жизни рабочого класса было прекрасно обрисовано в речи президента союза на годичном собрании в 1895 году: «Мы принялись за нашу работу не в целях перестраивать человеческое общество, не реорганизовать промышленный мир, даже не предлагать проекты новых законов. Мы предприняли более скромную задачу, а именно: внести больше света и счастья в жизнь масс, сделать что-либо для их воспитания, как граждан, уменьшить некоторые из осязательных зол, среди которых они живут, доставить им удовольствия нового и более высокого характера в свободные часы их жизни. Мы пытались сделать, что могли. Мы хотели сделать из клуба общество взаимной помощи, которое облогораживало бы жизнь его членов. Ужасная вещь, если человек свободные свои часы вынужден проводить в питейном заведении, где он должен выносить сообщество лиц, которых, быть - может, не терпит. В клубе же человек сам выбирает себе род удовольствия, находит средства воспитать себя, и я убежден, что союз со времени своего учреждения сделал жизнь многих тысяч людей счастливее. Конечно, многие проводят свободные часы у себя дома, в семье, но есть много таких лиц, которые не могут этого делать, и, быть-может, еще не очень желательно, чтобы кто-нибудь из нас постоянно проводил свободное время дома, так как интересы социального и политического прогресса требуют постоянного нашего общения друг с другомъ».

У нас в России вопрос о правильном использовании досуга, о создании таких полезных учреждений, которые с успехом могли бы конкурировать с питейным заведением, становится животрепещущим. Вместе с введением казенной винной монополии и закрытием кабаков стала особенно сильно ощущаться потребность в учреждении, где рабочий мог бы приятно проводить свободное время. «Нужно дать что-нибудь народу взамен того, что он утратил, — писал один автор, — раз для нёго закрывают двери кабака, который был для него в детстве местом игры и забавы, в юности школой, в зрелые годы—клубом, а в старости—единствен

— 443 —

ной утехой; раз эти двери закрыты, то надо указать ему другой способ, как провести свободные часы и другое место, где он мог бы посидеть это время. Мы, думающие и говорящие о высоких материях и имеющие в своем распоряжении и свежую газету и теплый угол, и то убегаем из дома и стремимся в клуб. Почему же крестьянину, живущему при несравненно худших условиях, не искать себе такого же общества?»

Идея необходимости создания у нас народных клубов пустила глубокие корни и разрешить эту потребность населения взялись попечительства о народной трезвости. Чайные, открывавшияся этими последними, облечены были высокой ролью дать населению нечто в роде английских клубов. В чайных должны быть устроены библиотеки и читальни, здесь же должны быть организованы хоры, концерты и т. д. Министерство Финансов возлагало большия надежды на эти чайные, усматривая в них ячейки будущих народных клубов. «При устройстве чайных,—писало министерство по поводу «основных задач попечительствъ», — надлежит иметь в виду, что учреждения эти не должны служить только своего рода буфетами, пребывание в коих для населения обусловливалось бы временем, потребным для чаепития, но должны представлять собой нечто в роде народных клубов. С этой точки зрения надлежит заботиться, чтобы чайные были устроены в достаточно обширных, светлых помещениях, чтобы в каждой чайной получалось не менее одной ежедневной газеты и одного еженедельного и ежемесячного, по возможности иллюстрированного, журнала, и чтобы посетители в вечерние часы или в праздничные дни могли найти здесь и другия какия-либо развлечения, в смысле ли гимнастических упражнений или музыкальных занятий и игръ».

Министерство Финансов не раз указывало на чайные как на учреждения, долженствующия заменить собой народные клубы. «Чайная служит заменой прежних питейных заведений в существенной их роли—служить подобием клубов для населения, лишенного каких бы то ни было более культурных способов единения».