— 425 — пьяниц, для восстановления их сил. Характерной особенностью обществ трезвости служит их стремление оказывать воздействие на внутренний мир своих членов, влиять на их совесть, способствовать насаждению в них прочных моральных устоев, которые представляли бы оплот- против пьянства. История обществ трезвости чрезвычайно поучительна. Она показывает, чего можно ждать от подобных организаций; она говорит также о том, в каком направлении должна вестись борьба с пьянством для того, чтобы усилия людей не пропадали даром. Впервыф общества трезвости учреждены были в Америке, сначала в штате Нью-Йорк в 1808г., а затем через несколько лет в Бостоне. Общество обязывало своих членов не пить спиртных напитков и ни под каким видом не предлагать таковых другим. В 1826 г. в Бостоне учреждено было «американское общество трезвости» (American Temperance Society), которого тотчас же стало проявлять необычайно энергичную деятельность. Уже через год после этого общество насчитывало 280 филиальных отделений, число членов превышало 30 тысяч. Во главе деятельной агитации стало духовенство, пользующееся в Америке большим влиянием на массы. В огромном количестве распространялись летучие листки, в которых доказывался вред пьянства, устраивались многочисленные митинги, и по всей стране лился горячий призыв к трезвости. В конце тридцатых годов в Соединенных Штатах насчитывалось уже около двух миллионов человек, давших обет воздержания. И, несмотря на этот блестящий успех, несмотря на искреннее желание обществ трезвости положить конец разрушительному влиянию алкоголя в Америке, несмотря даже на то, что в поднявшейся агитации было достаточно воодушевления и горячности,—потребление спиртных напитков не только не уменьшилось, но даже увеличилось. И историк первоначальной американской борьбы с пьянством вынужден был с грустью сознаться, что «столь энергичная прежде деятельность обществ трезвости стала мало-по малу ослабе | — 426 — вать. Пьянство стало заметно усиливаться, и следы прежняго против него движения почти исчезли. Прежния общества номинально существовали, но почти бездействовали». «За спасение этого погибающого дела американских трезвенников взялись американския женщины. Оне повели настоящий крестовый поход против пьянства «Женский крестовый походъ».—Оне организовали многолюдные митинги и процессии по улицам городов. Оне шли многолюдными толпами, распевая гимн и молитвы, призывая граждан к воздержанию. Женщины действовали слезами, а где не помогали слезы, оне прибегали к угрозам, а где и это не помогало, оне от словесных угроз переходили к делу; насильственно разрушали питейные заведения, выкатывали из кабаков бочки со спиртными напитками и тут, же на улдцах, разбивали их. В связи с этим движением окреп основанный в 1865 г. национальный союз американских обществ трезвости с 325 представителями и с центральным управлением из 36 членов всяких политических и религиозных убеждений. Этот союз совместно с многочисленным женским союзом развил громадную пропагандистскую деятельность, истративши на это дело сотни тысяч долларовъ». Но особенно громко прозвучал голос противоалкогольной проповеди в Англии. Здесь были призваны к жизни многочисленные организации, ставившия себе целью борьбу путем живого слова с пьянством. Общества развили обширную деятельность. Число их членов доходит до четырех миллионов. Блогодаря этому, общества имеют возможность тратить огромные средства на проповедь воздержания. Так, «национальная лига трезвости» тратит в год 3367 фунт. стфр. (около 33000 руб.); «британская лига трезвости» около 2000 фунтов; «шотландская лига трезвости» около 8000 фунт. стер. в год. Порой на фоне деятельности указанных обществ выступали интересные личности, люди блогородные и неутомимые, готовые отдать всю свой жизнь делу борьбы с социальным бедствием. Таким был известный капуцинский монах Матью, проповедник идеи трезвости среди ирландского народа. Он |