Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 239   >>>

— 239 —

14.280 и девочек 8337. Оказалось, что из мальчиков употребляли спиртные напитки 9641 или 67,5%, а из девочек 3858 или 46,2%. Ежедневно или часто цьющих среди мальчиковъ—0,7%, среди девочекъ—0,4%. В возрасте от 7—8 лет было «пьющихъ» мальчиков 2920, а девочекъ—2115. Интересны цифры, иллюстрирующия частоту опьянения у школьников. Из 9780 пьющих мальчиков напивалось до пьяна 1542 или 15,5%, а из 3858 пьющих девочекъ—120 или 3,2%. С ранних лет сельские школьники знакомятся со вкусом опьянения. В возрасте от 7—8 лет напивалось 576 мальчиков и 233 девочек. Немного нужно водки (1—2 рюмки) для того, чтобы приводить детей в состояние опьянения, которое школьники находили подчас «очень и очень веселымъ». Но бывало и так, что опьянение даже минутного удовольствия школьникам не приносило. Так, учитель сообщает об одном ученике 12 лет, что «часто по утрам он бывал в возбужденном состоянии, выражавшемся в волнении и слезах, что учителя крайне удивляло. Оказалось, что этот ученик иногда по утрам просит у отца рюмку водки и перед чаем выпиваетъ».

Интересно отметить также условия, при которых детям даются спиртные напитки. «Обучение питью алкоголя,—говорит д-р Коровин,—берут на себя прежде всего родители, затем знакомые с родными, и последним идет самообучение детей; при этом знакомые с родными одинаково поят и мальчиков, и девочекъ—по 23%; но родители принимают заботу ближе к сердцу; так, мальчиков поят 68,3% родителей; девочек усерднее—72,2%. Впрочем, такое различие совершенно изглаживается, так как мальчиков, пьющих в одиночку или в своей детской компании, насчитывается 8,1%; девочек же—4,0%».

Родители практикуют в большинстве случаев способ наглядного обзшения. В Курской губ., где среди школьников потребление спиртных напитков считается весьма распространенным фактом, один ученик на вопрос учителя: «Не стыдно тебе водку пить?!» —ответил: «Чего же стыдно? У нас и тятька, и мамка, и дедка, и меньшая сестра пьет, а

— 240 —

отчего же мне не пить? Они так пьют, что к вечеру валяются, а я так напиваюсь на Великий день, да на свои именины; а больше на ногах держусь». В одной земской школе,— рассказывает далее д-р Коровин,—дети 8 — 11 лет при опросе их учительницей, давали между прочим такие откровенные ответы: «Пил без счету» или «пиши не пиши, все равно пить буду».

Практикуются иногда и грубые способы принудительного спаивания детей. «Одну одиннадцати летнюю девочку пьяный отец так напоил, что она чуть не умерла, по ея собственному призванию; другую девочку пьяная бабушка приневолила пить, и «грудь страшно жгло от водки!»—рассказывает девочка при опросе. Чтобы приучить, пьяные отцы прибавляют сахар в пиво, в других случаях добавляют водки в брагу домашнюю».

Само собой понятно, что низшая школа далеко не является исключением их общого правила. Пьют и в средней, пьют и в высшей школе. «Алкоголизм в средней школе,—говорит д-р Соколов,—как в прежнее время, так и теперь, является весьма заурядным и распространенным явлениемъ». По данным д-ра Малыгина, основанным на анкете, произведенной среди юрьевских студентов в 1904 году, из опрошенных 1210 студентов насчитывалось пьющих 858 (715%), трезвенников — 21,5%. Но интересно знать, когда начали пить опрошенные студенты. Оказывается, что в наклонности к вину огромного большинства из них повинной оказывается гимназия. В младших классах средней школы (в возрасте до 16 лет) начали пить 32,5%, в старших классах средней школы (в возрасте от 17 — 20 лет) начали пить 40,3%; в высших учебных заведениях (в возрасте до 25 лет) начали пить 4,8% и, наконец, по окончании в высших учебных заведений (в возрасте старше 26 лет) начали пить 0,2%. Ясно отсюда, какую роль играет средняя школа в развитии среди своих питомцев порочной наклонности к пьянству.

В высшую школу молодые люди приходят уже, знакомые с вкусом водки и с прелестями опьянения, и этот факт