Канель В.Я. «Алкоголизм и борьба с ним». М.:1914

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 235   >>>

— 235 —

массу учащихся, коснувшись 88.845 мальчиков, учащихся в-Вене, и 102.824 мальчиков, учащихся провинциальных школ, как и 92,153 девочек, учащихся венских школ, и 104.283 девочек, учащихся провинциальных школ. Резу ль ~ таты этой единственной по своей обширности анкеты представлены в следующей таблице:

ПРИВЫЧНО ПИЛИ:

Мальчики. Девочки.

Вена.

Провинция.

Вена.

Провинция.

Пиво . 32°/°

12%

33%

12%

Вино . 11%

200/„

12%

20%

Водку . 4%

4%

з%

2%

ПИЛИ ПРИ

СЛУЧАЕ:

Мальчики.

Девочки.

Вена.

Провинция.

Вена.

Провинция.

Пиво . 92%

89%

91%

86%

Вино . 82%

91%

81%

90%

Водку . 49%

51%

41%

41%

Мы видим, таким образом, среди австрийских школь -ников достаточное число привычно пьющих. При случае же пьют почти все.

Такие же результаты дала анкета, предпринятая в Голландии и охватившая 4380 школьников. Оказалось, что из указанного числа ежедневно пили пиво 4,00%, вино—0,38%т водку—0,28%. При случае пили пиво—66,8%, вино 29,6 и водку 44,0%.

Приведенных фактов , и данных вполне достаточно для того, чтобы дать представление читателю о размерах алкоголизма в школе. Не даром во всех странах общество встревожено дурной наклонностью, обнаруживаемой нередко учащимися чуть ли ни на первой ступени их школьной жизни. Не даром также и ведомства просвещения во всех странах пишут тревожные циркуляры, напоминая учащим об их обязанностях по борьбе с вредной страстью. В циркулярах рекомендуются настойчивость и энергия в деле искоре-

— 236 —

нения порока. «Ни одна народная школа,—говорится в циркуляре прусского министерства, изданном в 1902 году,—не должна отказываться от самого деятельного участия в борьбе против ужасного разрушительного недуга—пьянства».

. Россия в отношении распространения наклонности к потреблению спиртных напитков среди школьников не составляет, к сожалению, исключения из других стран. В 1909 году наше Министерство Народного Просвещения, встревоженное поступившими сведениями об усилении страсти к алкоголю среди школьников, рекомендовало средним • учебным заведениям обзавестись моделями внутренних органов, измененных под влиянием алкоголя. Пусть видят учащиеся, какия разрушения производит в организме яд, и страшная картина отпугнет их от употребления спирта. Таков смысл министерского распоряжения. При Министерстве же учреждена особая комиссия, занятая выработкой специальных мер против распространения алкоголизма среди учащихся.

На примере западной школы мы видели, что есть, отчего притти в безпокойство. Но и русская школа не представляет в этом отношении более отрадной картины. Спиртные напитки пользуются фавором среди значительной части учащихся в низшей, средней и высшей школе. Данные, которыми мы располагаем, убеждают нас в том, что вопрос о приверженности школьников к спиртным напиткамъ— отнюдь не праздный вопрос, что он заслуживает самого серьезного внимания.

Так, д-р Н. И. Григорьев, интересуясь вопросом о степени развития пьянства среди школьников, обратился к некоторым учителям и учительницам петербургских и провинциальных городских училищ с просьбой, чтобы они в простой беседе с детьми расспросили их, кто из них пьет водку, кто бывал пьян. Ответы получились весьма любопытные.

Один учитель петербургского городского училища, находящогося в районе города с рабочим населением, сообщил, что из 43 опрошенных учеников в возрасте 8 —11 лет были знакомы с водкой 37 человек; пред обедом от 1/2