— 63 — человеку господство над животными, дают ему возможность духовно руководить всем царством живых существ. В своем психическом развитии человек проходит через различные ступени, постепенно поднимаясь с одной на другую. В детском возрасте человек всецело подчиняется требованиям своих телесных потребностей. Онъ—раб внешних воздействий. Восприятиями органов чувств определяются все его движения, все его поведение. Ребенок не в состоянии подавлять своих простых чувств, своих стремлений, направленных исключительно к обезпечению тела всем необходимым для животной жизни. В таком же «детскомъ» состоянии находится дикарь, неразвитой первобытный человек, машинообразно, роковым образом подчиняющийся велениям внешней природы. Вместе с развитием мозга человек перестает подчиняться одним только внешним приказам. Роковое послушание воздействиям окружающей природы заменяется влиянием самостоятельных интересов и побуждений, вытекающих из состояния ума и воли. Руководство жизнью человека, его трудом, его поведением постепенно передается из окружающей среды его развитому уму. Мыслящий человек часто поступает вопреки своей прямой выгоде, вопреки своим грубым чувственным вожделениям. Он предвидит будущее, готовится к тому, что должно произойти. Его личное «я» имеет свои собственные интересы, которым умственно развитой человек служит, стараясь по возможности освободиться от всякой зависимости, мешающей свободному развитию личной энергии. Стало-быть, прежния чувственные побуждения, которые влекли за собой малосознательные, рефлекторные, непроизвольные движения, теперь заменяются действиями, продиктованными разумом и волей. Исчезает машинообразность, мертвый автоматизм, и на их место становятся действия под влиянием внутренней мозговой работы, производящей оценку явлениям окружающей действительности и избирающей линию поведения, наиболее отвечающую велениям ума. Слепые инстинкты, Господствующие нераздельно над темным человеком и ведущие его по пути удовлетворения одних его жи | — 64 — вотных потребностей, сменяются у развитых людей властью разума, заставляющого сознательно относиться к внешнему миру и руководствоваться в своих действиях не одними лишь чувственными восприятиями. То же самое явление наблюдаем мы в общественной жизни. Человек невежественный нуждается в приказах и толчках извне для того, чтобы поведением не нарушать общого строя жизни. Развитой гражданин сам без всякой посторонней помощи, без понуканий подчиняется велениям действующого права. Мало того. Путем самостоятельной мозговой работы он вырабатывает себе линию поведения, какой он должен держаться по отношению к близким и далеким, он намечает себе путь усовершенствования государственной и общественной жизни, следуя тем правилам, осуществление которых ближе всего должно привести к намеченной цели. Развитие ума идет рука об руку с развитием чувства. У ребенка наблюдаются лишь простейшия чувственные ощущения, связанные с физической (телесной) жизнью. Мы видим у него голод, жажду, боль и выражение общого неудовольствия. Эти ощущения стоят на страже физической жизни маленького человека. Они говорят об опасностях, угрожающих человеку и заставляют принять меры для их предотвращения. Но мало-помалу из простейших корней выростают сложные чувства, каковы любовь к людям, привязанность, удивление, блогоговение, чувство чести, становящияся на страже нравственной жизни. Эти чувства служат великой силой, охраняющей высшия требования и проявления души. Для описанной нами психической работы, самостоятельной деятельности ума, имеются в коре полушарий головного мозга особые приспособления. Мы различаем в мозгу участки или центры, из коих каждый имеет особую задачу, особый род занятий. Мы различаем особые двигательные центры, связанные при помощи нервных нитей с отдельными группами мышц. Раздражение этих центров вызывает движение в соответствующей группе мышц; разрушение их влечет за собой невозможность владеть теми или иными мускулами. |