— 64 — вотных потребностей, сменяются у развитых людей властью разума, заставляющого сознательно относиться к внешнему миру и руководствоваться в своих действиях не одними лишь чувственными восприятиями. То же самое явление наблюдаем мы в общественной жизни. Человек невежественный нуждается в приказах и толчках извне для того, чтобы поведением не нарушать общого строя жизни. Развитой гражданин сам без всякой посторонней помощи, без понуканий подчиняется велениям действующого права. Мало того. Путем самостоятельной мозговой работы он вырабатывает себе линию поведения, какой он должен держаться по отношению к близким и далеким, он намечает себе путь усовершенствования государственной и общественной жизни, следуя тем правилам, осуществление которых ближе всего должно привести к намеченной цели. Развитие ума идет рука об руку с развитием чувства. У ребенка наблюдаются лишь простейшия чувственные ощущения, связанные с физической (телесной) жизнью. Мы видим у него голод, жажду, боль и выражение общого неудовольствия. Эти ощущения стоят на страже физической жизни маленького человека. Они говорят об опасностях, угрожающих человеку и заставляют принять меры для их предотвращения. Но мало-помалу из простейших корней выростают сложные чувства, каковы любовь к людям, привязанность, удивление, блогоговение, чувство чести, становящияся на страже нравственной жизни. Эти чувства служат великой силой, охраняющей высшия требования и проявления души. Для описанной нами психической работы, самостоятельной деятельности ума, имеются в коре полушарий головного мозга особые приспособления. Мы различаем в мозгу участки или центры, из коих каждый имеет особую задачу, особый род занятий. Мы различаем особые двигательные центры, связанные при помощи нервных нитей с отдельными группами мышц. Раздражение этих центров вызывает движение в соответствующей группе мышц; разрушение их влечет за собой невозможность владеть теми или иными мускулами. | — 65 — Помимо двигательных имеются еще центры, служащие для восприятия впечатлений внешняго мира (таблица 3, рис. 20 на рисунке окрашен в красный цвет). Это—центры чувствительные, заведующие восприятиями зрительными, слуховыми, осязательными. Стоит нам разрушить указанные центры, и животное, лишенное их, хоть и продолжает видеть и слышать, но не в состоянии понимать виденного и слышанного. Оно страдает душевной слепотой или глухотой. Его уже не пугает вид палки, оно не убежит от грозного окрика. Высшия мыслительные отправления, самостоятельная работа ума, зиждется на деятельности участков мозговой коры, получивших название связывающих или ассоциативных центров (на рисунке окрашен в зеленый цвет). В этих участках идет переработка полученных извне впечатлений, в них производится оценка собственной личности и окружающого мира, здесь формируются самосознание и высшия чувства. Соответственно задачам этих участков коры мы видим (см. рис. 20) задний ассоциативный центр, служащий для переработки впечатлений, полученных извне, от органов чувств. Блогодаря деятельности этого участка мозга, возможно познание внешняго мира, его понимание. Другой ассоциативный центр лобный или (передний) назначен для переработки впечатлений, получаемых от собственного тела. С деятельностью этого участка связано самосознание, самочувствие. И, наконец, третий ассоциативный центр, центр речи (на рис. 8 окрашен в коричневый цвет), заве дует двоякого рода способностями: пониманием того, что говорит другой, и умением выразить свои собственные мысли, т.-е. определенными звуками, понятными для других лиц. Как показывает самое название, ассоциативные центръ^ служат местом, где связываются между собой отдельные ощущения, представления и понятия. Эти высшие центры, в противоположность чувственным и двигательным, не соединены с органами чувств или с другими отдаленными частями тела, лежащими вне головного мозга. Они лишь соединены |