Петрищев Афанасий Борисович. Из истории кабаков в России. Спб.: 1906

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 5   >>>

  

личной надобности или для надобностей царской семьи. Напр., в 1615 г. на погребение иночествовавшей царицы Александры государь Михаил Феодорович повелел — взять из кабацких денег 50 рублей *). Полагают, однако, что кабацкия деньги употреблялись также и для государственных надобностей.

Кроме кабаков царских, были кабаки «жалованные». Жаловал государь кабаками довольно часто монастыри, т. е. монастыри получали право содержать кабак и пользоваться с него доходом. Например, пользовался большой известностью кабак Ма-карьевского монастыря (на Волге, близ села Лыскова). Об этом кабаке нам еще придется говорить. Был пожалованный кабак Новоиерусалимского монастыря, любимого патриархом Никоном; был кабак Крестного монастыря в Каргопольском уезде; были кабаки Троице-Сергиевской лавры и многих других обителей. За монастырями было признано также право курить вино. Право это сохранялось очень долго. Даже в 1866 г., т е. уже при Александре II, было подтверждено, что «варение пива, меда и браги в корчагах и котлах, исключительно для монастырских нужд, дозволяется производить без акциза всем монастырямъ».

Еще чаще жаловались кабаком дворяне и бояре и вообще близкие к царю люди. Напр., царь Иван Грозный пожаловал один кабак в Москве своим опричникам. Царь Федор, сын Ивана Грозного, пожаловал боярину Шуйскому псковские кабаки, т. е. Шуйский получил право открывать кабаки в Пскове и получать себе доход от них. Это было великой милостью, которой добивались все бояре. В смутное время этой жадностью к кабацким доходам воспользовался Польский король Сигизмунд. Посулив боярам и дворянам кабаки, он добился того, что его сын Владислав был избран царем на русский престол (народ, конечно, в этом избрании не участвовал). И надо сказать правду: Сигизмунд выполнил свое обещание: он пожаловал боярам несколько сот кабаков. А некоторые из тех, кого Сигизмунд обделил, обиделись, признали царем тушинского самозванца, и за это самозванец тоже жаловал кабаками. И каждый из пожалованных старался поддерживать того «царя», от которого получил выгоду. В конце концов дворяне добились исключительных прав. Екатериной II был установлен закон: «вино курить дозволяется всем дворянам, а прочим никому». И дворянам же было предоставлено преимущественное право содержать кабаки. И они держались этого права, даже принявши духовный сан. Между прочим, уже при Государе Александре I в 1819 г. возник во-

*) На нынешний счет это около 1000 р. Надо помнить, что встарину деньги были гораздо дороже, чем теперь.

— 6 —

и рос: имеют ли право духовные лица из дворян «держать кабаки?» Вопрос этот рассматривался государственным советом. И совет рассудил так: с одной стороны, 6-й вселенский собор воспретил содержать «корчемницы» даже церковным причетникам; тем паче нельзя иметь кабаки иереям, архимандритам и архиереям; а с другой стороны, никак нельзя лишать дворянина, хотя бы и принявшого духовный сан, дворянских прав. Поэтому было решено: если дворянин состоит только причетником, го он может сам торговать в своем кабаке; а если дворянин достиг сана высшого, напр., иеромонаха, схимонаха, архимандрита, архиепископа, то он должен свой кабак сдать в ареду или в откуп, а сам в нем торговать не может. Курить же вино дворянин во всяком случае может, хотя бы он достиг сана митрополичьяго *).

Взгляд, что дворянство имеет особые нрава на доход от водки, уцелел до сих пор. Ниже мы увидим, какое значение имели заботы правительства об увеличении дохода дворянских винокуренных заводов, когда вводилась министром Витое ныне существующая «казенная винная монополия». Здесь хе напомним лишь следующее. При Александре III и ныне царствующем государе, когда Витое вводил монополию, возник вопрос, как быть с доходами, которые получают сельския общества и дворяне. После уничтожения крепостного права, когда установилась «вольная» торговля водкой, сельския общества за разрешение целовальнику на открытие кабака назначали особую плату. Блогодаря этому общественному налогу крестьяне получали с кабатчиков крупную сумму. По рассчету профессора Ходского, во всей России собиралось сельскими обществами ежегодно 12 —15 миллионов рублей. Деньги эти шли на разные общественные нужды и, между прочим, на постройку школ. Но во многих местах разрешение на открытие кабаков зависело только от дворян. Это право дворян открывать кабаки и брать аренду с кабатчика называлось «пропинационным правомъ». И вот правительство рассудило так: сельския общества должны быть лишены того дохода, который они имеют от кабатчиков, что же касается дохода дворян, то его надо при-

*) Это постановление государственного совета я заимствую из книги Ивана Прыжова: „История кабаков в России, в связи с историей русского народа". Книга эта напечатана в Петербурге в 1868 году и ныне найти ее очень трудно. Прыжов замышлял обширное научное исследование о питейном деле в России. Им были собраны богатые, материалы. „История кабаковъ"—лишь, первая часть задуманной работы. К сожалению, Прыжов, подвергнутый правительством преследованию за свой политическую деятельность, этой работы не окончил. Куда делись собранные им материалы, — неизвестно. Многое из того, что приведено в этой моей книжке, мной заимствовано из „Истории кабаковъ"

Прыжова.