Петрищев Афанасий Борисович. Из истории кабаков в России. Спб.: 1906

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 3   >>>

  

— 3 —

сколько привычно. А в праздничные дни знакомые и близкие собирались друг к другу, устраивались пирушки, и тут уж хмельное истребляли без счета, сколько влезет. Времена стоили дикия. Не было ни книг, ни школ. Не было и интереса к делам умственным, духовным. Теперь часто бывает так: сойдутся люди, станут говорить, как лучше устроить жизнь, как справедливее жить, и говорят об этом всю ночь напролет, забывают и еду, и сон. Теперь многие люди уже научились думать; стали сознавать, что мысль — дело великое и важное. Иная мысль так зажигает сердце человеческое, что за нее жизнь отдать не жалко, и мучение претерпеть не страшно. Но, конечно, чтобы проникаться мыслью до готовности пострадать за нее, нужна привычка кь умственной, духовной кивни. В старые годы такой привычки не было. Люди жили «по-старине», как ныне нередко говорят,—т. е. работали для пропитания, ели, спали. А выпивка помогала им коротать часы досуга и забывать горе.

Словом, выпивали в старину много. Спиртные напитки были у наших предков как бы предметом первой необходимости. А необходимый предмет довольно легко сделать источником дохода.

ГЛАВА И.

Царев, монастырский и боярский кабак.

Решаюсь для пояснения напомнить один, сравнительно недавний случай. Несколько лет назад в Уфимской губернии какой то исправник в своем уезде стал предлагать крестьянам:

— Составьте обществом приговор, что продаете мне ветер, а я вам за это дам на водку.

Крестьяне хохотали до упаду. Легкомысленно составляли приговор и получали на водку. А когда исправник «скупилъ» таким способом ветер во всем уезде, то оказалось, что это вовсе не шутка. Он начал с того, что обложил налогом все ветряные мельницы и запретил строить новые:

— Ветеръ—говорил онъ—мой. Я его купил. Значит, кто хочет моим ветром рожь молоть, тот пусть сначала аренду мне заплатить. Чужой собственностью нельзя пользоваться даром и без разрешения владельца.

Исправник был человек мелкий, и его сместили. Но если бы это была особа покрупнее, напр., губернатор, то, Бог весть, какой оборот приняло бы дело о покупке ветра. Возможно допустить, что какой нибудь барон, граф, либо князь был бы утвержден в правах собственности и стал бы торговать ветром

— 4 —

оптом и в розницу, сдавать в аренду. И за пользование ветром без разрешения «владельца» людей стали бы судить, как за воровство.

Спиртные напитки постигла судьба вроде той, какая угрожала уфимскому ветру. Явилось соображение:

— Если объявить, что только мне принадлежит право курить водку и только мне принадлежит право торговать ею, то я могу получать большой доход, ибо водка всем необходима, и все ее привыкли нить.

У кого впервые явилось это соображение, сказать трудно. . Полагают, что оно принесено в Русь татарами. Действительно, татарские ханы, называвшие себя также «царями», считали, что только они имеют право приготовлять и продавать спиртные напитки. У татар хмельное продавалось обыкновенно в постоялых дворах (или, по татарски: «кабакахъ» и оттого постоялые дворы назывались у них «ханскими кабаками» «царскими кабаками»). Ханы либо сажали в кабаках торговать своих чиновников, либо сдавали право кабацкой торговли в аренду откупщикам. Однако, мы не знаем, сами ли татарские ханы додумались до этого, или их навели на эту мысль русские князья. Известно, напр., что в Галицкой Руси, еще до прихода татар, сдавалось в откуп право торговли водкой и вообще спиртными напитками. Известно далее, что в Византийской (греческой) империи право на торговлю спиртными напитками также сдавалось в аренду откупщикам. А так как христианство проникло к нам из Византии, то возможно, что именно греческое духовенство объяснило русским князьям, какой большой доход может давать водка. А, стало быть, возможно и то, что русские заимствовали мысль о «царевых кабакахъ» у греков, татары у русских, а потом, после свержения татарского ига, «царевы кабаки» возродились в России. Несомненно-лишь, что, во-первых, слово: «кабакъ» татарское, а во-вторых, в Московском государстве еще при царе Иване Грозном кабаки были правительственным учреждением.

Закон был таков:

Курить вино, а также приготовлять другие спиртные напитки имеет право только государь, либо те, кому государь укажет или позволит. Продавать вино и вообще спиртные напитки может также лишь государь, либо тот, кому государь укажет или позволит. Продажу спиртных напитков разрешалось производить только из особых учреждений, называемых кабаками. При чем весь доход от продажи поступает, обыкновенно, в царскую казну. Куда расходовались эти деньги, сказать затруднительно. Известны случаи, когда кабацкие доходы употреблялись государями для