Петрищев Афанасий Борисович. Из истории кабаков в России. Спб.: 1906

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1   >>>

  

ПРИРОДА и ШКОЛА

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ Подписная цена на годъ—6 руб.

Редакция — Петербург. Рижский пр. 4, кв. 12.

№2 Отдельн. ном.—б коп.

Из истории кабаков в России.

А. Петрищева.

ГЛАВА I.

„Руси—веселие пити“.

Норой приходится слышать, будто в старину на Руси пьянства было меньше, чем теперь. В действительности, в старину ПЬЯНСТВО было мобильнее и спиртные напитки были гораздо разнообразнее. В старые годы был в большом ходу хмельной квас, какого теперь не варяг, да и варить его нельзя, не заплативши акциза. Было пиво; было медовое вино, называемое кратко «медомъ», была и нынешняя водка—хлебное вино. Все эти напитки приготовлялись в России. Было еще вино виноградное разных сортов, но ею привозили в Россию главным образом иэ-за границы.

Пили по часту и по многу не только миряне, но и духовные лица, а В том числе и монахи, и схимники. Даже такой суровый подвижник, как инок Вассиан, живший во времена Ивана Грозного, хоть хлеба вкушал мало, но «пияше романию, мушкатель, ренское белое вино». Даже в женском Новодевичьем монастыре для одной только царицы Евдокии, которая там была инокиней, был заведен особый погреб, а в погребе том, кроме простой водки, в изобилии хранилось «вино венгерское, вино бургонское, вино францусское... целыми бочками, водки тминная, анисовая, настойки на ландыше и на сосновом побеге, вишневки, медм, нива и другое многое спиртное питье». Когда после царицы стали все это считать, то одного только хлебного вина (т. е. простой водки) оказалось 473 ведра — около 12 сорокаведерных бочек. В мужских обителях спрос на спиртное был еще больше. Напр., для игумена Сергиева монастыря возле Холмогор одного погреба с винами не хватало. И он завел себе два погреба. Троице-Сергиевской лавре «для обительного содержания» не хватало водки своего изделия, и ей было разрешено по 3.000 ведер ежегодно привозить из Малороссии». Хмельное потреблялось ежедневно.

И когда игумен той же, напр., Троицкой лавры выезжал в Москву, то он обильно запасался на дорогу «веселящими питиями», хотя оть лавры до Москвы всего 60 верст. Духовенству от казны полагалось даже, сверх обычного содержания, особое жалованье водкой. Так, при царе Алексее Михайловиче сибирскому архиепископу Киприану «для его домашняго обихода» велено было отпускать «сто ведер водки из верхотурой) кабака» на каждый год. В Астрахани чиновникам (по старинному: «служилым людямъ») от казны водка жаловалась лишь «на государевы ангелы», а духовным лицам «для повседневного питья».

Насколько, вообще, пить было в обычае, можно судить по следующему. В старые годы в Москве, да и в иных местах, где много было святынь, каждый почти день цо. утрам происходил наем попов. Делалось это обыкновенно так. Духовные лица ранним утром собирались на людные места. Сюда же приходили те, кому нужно было заказать поминальную обедню, молебен или иное богослужение. Заказчик обращался к тому священнику, который ему больше нравился, и договаривался с ним. Конечно, не обходилось при этом без торга: заказчик давал меньше, священник запрашивал, один набавлял к своей цене, а другой сбавлял,—как обыкновенно при всяком торге бывает. И когда заказчик упрямился и не давал, сколько ему сказано, священник говорил:

— Давай, а не то закушу.

И подносил ко рту шкалик и калач. То есть заказчиков цена так несообразна, что он, священник, предпочитает позавтракать, а следовательно отказаться на день от службы и от заработка (священнику подобает служить лишь натощак, а поевши, служить нельзя). Это помогало убедить богомольца, что нужна прибавка, и он прибавлял. Шкалик же в руках попа никого не удивлял. Это считалось делом обычным:

— Вышел, дескать, поп заказчика искать. А раз заказчик не нашелся,—надо же человеку позавтракать. А перед завтраком надо же выпить.

Таковы были нравы духовенства, хотя духовный особы все таки стеснены и саном, и службой. Поэтому можно судить, как смотрели на выпивку мирские люди. Не даром же старинные книжники уверяли, будто князь Владимир киевский сказал:

— Руси есть веселие нити. Не можем без того быти.

Нить было вольготно. Каждый варил, сколько ему нужно, брагу, сусло, квасы, меды, курил водку, настаивал настойки, наливал наливки. Пили хмельное, обыкновенно, по-семейному, дома. В будни каждый выпивал со своими чадами и домочадцами,