239 костюм (у них ничего не было, кроме рубашки и трубки) показывал, что они были слишком угнетены бедой, или уже черезчур гуляли иг прогуляли все, чтб ни было на теле. Между ними отделился и стал впереди приземистый, плечистый, лет пятидесяти человек. Он кричал сильнее других и махал рукой сильнее всех. «Бог в помощь вам, панове запорожцы!» «Здравствуйте!» отвечали работавшие в лодках, приостановив свое занятие. «Позвольте, панове запорожцы, речь держать!» «Говори!» И толпа усеяла и обступила весь берег. «Слышалили вы, чтб делается нагетман щине?» «А чтб?» произнес один из куренных атаманов. «Такия дела делаются, что и рассказывать нечего». «Какия же дела?» «Что и говорить! И родились, и крестились, еще не видали такого», отвечал приземистый козак, поглядывая с гордостью владеющого важной тайной. «Ну, ну, рассказывай, что такое!» кричала в один голос толпа. «А разве вы,панове, до сих пор не слыхали?» «Нет, не слыхали». «Как же это? Что ж, вы разве за горами жи- | 240 вете, или татарин заткнул клейтухом уши ваши?» «Рассказывай! полно толковать!» сказали несколько старшин, стоявших впереди. «Так вы не слышали ничего про то, что жиды уже взяли церкви святые, как шинки, на аренды?» «Нетъ». «Так вы не слышали и про то, что уже христианину и пасхи не можно есть, покамест раз-собачий жид не положит значка нечистой своею рукою?» «Ничего не слышали!» кричала толпа, подви-гаясь ближе. «И что ксендзы ездят из села в село в таратайках, в которых запряжены — пусть бы еще кони, это бы еще ничего, а то, просто, православные христиане. Так вы, может быть, и того не знаете, что нечистое католичество хочет, чтоб мы кинули и веру нашу христианскую? Вы, может быть, не слышали и об том, что уже из поповских риз жидовки шьют себе юбки?» «Стой, стой!» прервал кошевой, дотоле стоявший, углубивши глаза в землю, как и все запорожцы, которые в важных делах никогда не отдавались первому порыву, но молчали и между тем в тишине совокупляли в себе всю железную ситу негодования. «Стой, и я скажу |