37 тесный1 круг школьных товарищей. Разница была только в том, что, вместо сидения за указкой и пошлых толков учителя, она производили набег на пяти тысячах коней; вместо луга, где играют в мяч, у них были неохраняемые, безпечные границы, в виду которых татарин выказывал быструю свой голову и неподвижно, сурово глядел турок в зеленой чалме своей. Разница та, что вместо насильной вола, соединившей их в школе, она сама собой кинули отцов н матерей и бежали из родительских домов; что здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые, вместо бледной смерти, увидели жизнь, и жизнь во всем разгуле; что здесь были те, которые, но блогородному обычаю, не могли удержать в кармане своем копейки; что здесь были те, которые дотоле червонецъсчи-тали богатством, у которых, по малости арен-даторов-жидов, карманы можно было выворотить без всякого опасения что-нпбудь выронить. Здесь были все бурсаки, не вытерпевшие академических лоз и не вынесшие из школы ни одной буквы; но вместе с ними здесь были и те, которые знали, чтб такое Гораций, Цицерон и римская республика. Тут было много техъ^офи-церов, которые потом отличались в королевских войсках; тут было множество образовавшихся опытных партизанов, которые имели блогородное убеждение мыслить, что все равно, | 38 где бы ни воевать, только бы воевать, потому что неприлично блогородному человеку быть без битвы. Много было и таких, которые пришли на Сечь с тем, чтобы потом сказать, что они были на Сечи, и уже закаленные рыцари. Но кого тут не было? Эта странная республика была именно потребностью того века. Охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатых иар-чей, дукатов и реалов во всякое время могли найти здесь работу. Одни только обожатели женщин не могли найти здесь ничего, потому что даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина. Остапу и Андрию казалось чрезвычайно странным, что при них же приходила на Сечь бездна народу и хоть бы кто-нибудь спросил: откуда эти люди, кто они и как их зовутъ? Они приходили сюда, как будто бы возвращаясь в свой собственный дом, откуда только за час перед тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! что, во Христа веруешь?» — «Верую!» отвечал приходивший.— «И в Троицу Святую веруешь?» — «Верую!»—«И в церковь ходишь?»—«Хожу!» — «А ну, перекрестись!» Пришедший крестился,— «Ну, хорошо!» отвечал кошевой: «ступай же в который сам знаешь курень». Этим оканчивалась вся церемония. И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней |