Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 745   >>>

— 745 —

шимость к воздержанию от вина. Поэтому Святейший Синод призывал духовенство содействовать Правительству в борьбе с пьянством учреждением обществ трезвости, приходских попечительств, братств, церковных советов и других подобных установлении, способствовать словом и проповедью священнослужителей отвлечению народа от питейных заведений, особенно в то время, когда преимущественно обнаруживается наклонность к пьянству, как, например, в дни храмовых праздников, при совершении браков, на обицественных сходах и т. д. Засим, когда Правительство, для ограждения населения от неумеренного употребления вина, обратилось к казенной продаже питей и стало повсеместно учреждать попечительства о народной трезвости, с привлечением в состав их представителей епархиальной власти и местного духовенства, Святейший Синод, приглашая духовенство содействовать попечительствам и участковым попечителям своим пастырским авторитетом в борьбе с пьянством, без вторжения, однако, в права акцизных чиновников, в то же время рекомендовал епархиальным начальствам не оставлять без соответствующей поддержки те уже существующия по епархиям учреждения, которые, будучи устроены с религиозно-нравственными, миссионерскими и воспитательными целями, поставили своей задачей искоренение в народе пьянства путем издания дешевых книжек, назначения духовных бесед, религиозно-нравственных чтений и т. п.

Но так как злоупотребление населения спиртными напитками, несмотря на все усилия ограничить размеры этого зла, продолжало развиваться, Святейший Синод, глубоко скорбя о народном нестроении и бедности, происходящих в значительной мере от злоупотребления вином по определению о т 4 — 6 и ю я я 1 9 О 9 г. за № 4896, вновь обратился к Преосвященным епископам всех епархии с просьбой вменить силой архипастырского влияния и власти вверенному им духовенству в обязанность воздействовать на прихожан живой, убежденной проповедью и беседами о вреде пьянства, *) о необходимости искоренения его, осо-

„К сожалению,—говорится в послании Святейшого Правительствую-щого Синода,—злоупотребление спиртными напитками продолжает развиваться, несмотря на все усилия ограничить размеры этого зла. Водку стали распивать по городам, селам и деревням на улице, под открытым небом к соблазну детей и женщин, вынужденных созерцать безобразные сцены опьяненных людей. Покупаемая в винных лавках большими и малыми размерами, водка стала обычным спутником всех выдающихся событий крестьянской жизни, их центром и завершением. Ныне не бы-

— 746 —

бенно во время праздников церковных и семейных, при решении дел общественных и частных с разъяснением при этом насомым, что пьянство и разгул противоречат истинному смыслу установления праздничных дней, что всякое дело надо вершить трезвенно, по сущей совести и правде, с непрестанной мыслью об ответе перед судом Божиим, что праздность, свобода от труда, есть несомненная причина всяческого разорения. Призывая духовенство к борьбе с народным пьянством, Святейший Синод преподал вместе с тем некоторые руководственные указания относительно целесообразных средств для этой борьбы, которые могут служить к постепенному уменьшению и искоренению порока пьянства в народе, а также к отвле-

вает почти ни одного общественного схода, не решается почти ни одного общественного дела в деревне без обильного спаивания крестьянской толпы водкой. Кто из сельских пастырей не знает, что обещанное сельскому сходу одно-другое ведро вина часто направляет неправое дело в угоду лицу, угостившему „миръ" водкой. Едва ли не всякое сколько-нибудь крупное проявление частной и общественной жизни в деревне сопровождается обильным угощением водкой: пьют по случаю храмовых праздников, пьют на свадьбах, на крестинах, на похоронах: пьют взрослые, пьют подростки, пьют женщины и девушки. Не меньшия безобразия совершаются в городах, среди различных групп городского населения, хотя многое и оказывается здесь лучше скрытым.

„Говорить ли о вреде этого народного порока, ныне вынесенного из домов на улицу? Вред на виду у всех: это —обеднение населения, его физическое вырождение и измельчание, падение нравственности и религиозной настроенности, расшатанность и упадок семейных устоев, огрубе-ние нравов, возрастание преступности, потеря чистоты и целомудрия в подрастающих поколениях.

„Голосу Церкви надлежит неустанно раздаваться против этого зла, заражающого города, села и деревни нашей Руси Святой. Это—историческое право Церкви, право давнее, идущее от дней преподобного Феодосия Печерского.

„Глубоко скорбя о народном нестроении и бедности, происходящих в значительной мере от злоупотребления вином, Святейший Синод ныне снова обращается к преосвященным епископам всех епархии с просьбой вменить, силой архипастырского влияния и власти, вверенному им духовенству в обязанность воздействовать на прихожан живой, убежденной проповедью и беседами о вреде пьянства, о необходимости искоренения его, особенно во время праздников церковных и семейных, при решении дел общественных и частных. Пусть учат иереи Божин, что пьянство и разгул противоречат истинному смыслу установления праздничных дней, что всякое дело надо вершить трезвенно, по сущей совести и правде, с непрестанной мыслью об ответе перед судом Божиим, что праздность, свобода от труда, есть несомненная причина всяческого разорения. Не без всяких оснований именно за эти последние годы в различных государственных и общественных учреждениях так заметно оживилась забота о внушении населению сознания того чрезвычайного вреда, который обусловливается злоупотреблением спиртными напитками".



Hosted by uCoz