— 746 — бенно во время праздников церковных и семейных, при решении дел общественных и частных с разъяснением при этом насомым, что пьянство и разгул противоречат истинному смыслу установления праздничных дней, что всякое дело надо вершить трезвенно, по сущей совести и правде, с непрестанной мыслью об ответе перед судом Божиим, что праздность, свобода от труда, есть несомненная причина всяческого разорения. Призывая духовенство к борьбе с народным пьянством, Святейший Синод преподал вместе с тем некоторые руководственные указания относительно целесообразных средств для этой борьбы, которые могут служить к постепенному уменьшению и искоренению порока пьянства в народе, а также к отвле- вает почти ни одного общественного схода, не решается почти ни одного общественного дела в деревне без обильного спаивания крестьянской толпы водкой. Кто из сельских пастырей не знает, что обещанное сельскому сходу одно-другое ведро вина часто направляет неправое дело в угоду лицу, угостившему „миръ" водкой. Едва ли не всякое сколько-нибудь крупное проявление частной и общественной жизни в деревне сопровождается обильным угощением водкой: пьют по случаю храмовых праздников, пьют на свадьбах, на крестинах, на похоронах: пьют взрослые, пьют подростки, пьют женщины и девушки. Не меньшия безобразия совершаются в городах, среди различных групп городского населения, хотя многое и оказывается здесь лучше скрытым. „Говорить ли о вреде этого народного порока, ныне вынесенного из домов на улицу? Вред на виду у всех: это —обеднение населения, его физическое вырождение и измельчание, падение нравственности и религиозной настроенности, расшатанность и упадок семейных устоев, огрубе-ние нравов, возрастание преступности, потеря чистоты и целомудрия в подрастающих поколениях. „Голосу Церкви надлежит неустанно раздаваться против этого зла, заражающого города, села и деревни нашей Руси Святой. Это—историческое право Церкви, право давнее, идущее от дней преподобного Феодосия Печерского. „Глубоко скорбя о народном нестроении и бедности, происходящих в значительной мере от злоупотребления вином, Святейший Синод ныне снова обращается к преосвященным епископам всех епархии с просьбой вменить, силой архипастырского влияния и власти, вверенному им духовенству в обязанность воздействовать на прихожан живой, убежденной проповедью и беседами о вреде пьянства, о необходимости искоренения его, особенно во время праздников церковных и семейных, при решении дел общественных и частных. Пусть учат иереи Божин, что пьянство и разгул противоречат истинному смыслу установления праздничных дней, что всякое дело надо вершить трезвенно, по сущей совести и правде, с непрестанной мыслью об ответе перед судом Божиим, что праздность, свобода от труда, есть несомненная причина всяческого разорения. Не без всяких оснований именно за эти последние годы в различных государственных и общественных учреждениях так заметно оживилась забота о внушении населению сознания того чрезвычайного вреда, который обусловливается злоупотреблением спиртными напитками". | - 747 — чению народа от этого порока. Таковыми средствами, по мысли Святейшого Синода, являются: а) учреждение в приходах городов, сел и деревень обществ трезвости *); образцом для сих обществ могло бы служить Александро-Невское общество трезвости в гор. С.-ИИетербурге, с его уставом и изданиями для народа; б) обязательное включение в число целей церковно-приходских попечительств, церковных братств, а равно и приходских советов, преследования в народе пьянства, борьбы с ним, при помощи тех мер, какия, сообразно с местными условиями жизни, могут выработать сами члены попечительств, братств и советов под руководством священников; в) обязательная для всех священников епархии неустанная, живая проповедь о вреде пьянства как с церковного амвона, так я вне храма, при всех случаях пастырской практики, с раздачею и распространением в приходе книг, брошюр, листков, ясно изображающих и описывающих весь вред, всю пагубу злоупотребления алкоголем; г) заведение всюду в приходах, особенно в праздничные дни, вечерних богослужений, с чтением акафистов Спасителю, Божией Матери пред местночтимой Ея иконой, местночтимому угоднику Божию, с общим пением всего народа, находящогося в храме, произнесением проповеди или чтением жития святого; д) устройство в школах чтений религиозно-нравственных и патриотических, сопровождаемых показанием картин с помощью волшебного фонаря и также общим пением; на таких чтениях, пользуясь соответствующими изображениями, можно наглядно показать и объяснить, какой вред организму человека приносит неумеренное употребление вина; е) наконец, личный пример трезвости священнослужителей прихода, исправных, непьющих, свидетельствующих всем своим поведением о согласии их жизни с тем словом о вреде пьянства, которое они должны неустанно пропове-дывать. Имея вместе с сим в виду, что воспитанникам духовных семинарий, по окончании образования, предстоит трудиться, в звании учителей и священно-церковнослужителей, преимущественно в селах и деревнях, где проживает главная масса нашего населения, страдающого от злоупотребления спиртными напитками, Святейший Синод *) Результаты этого определения Св. Синода уже не замедлили сказаться, что видно из следующих цифр. До 1907 г. церковных обществ трезвости было 834, в 1907 г.—открыто 84, в 1908 г. -140, в 1909 г.— 251 н в 1910 г.—458. |