— 502 — что полезно и в законе не содержится, должно быть сделано, должно быть исполнено. Покойный проф. Дриль огласил на съезде письмо следующого содержания (Читает): «Дорогие ученые защитники против народного бича! Умоляем услышать наш голос, в пустыне вопиющих. У нас три четверти народа упилось все вином и дошло до разорения, так что и женский пол стал пьянствовать сильнее, чем мужчины. Два общества крестьян, во главе со священником с. Смоленска и слободы Рощи (Московской губ.). обращались к начальству о закрытии у нас казенной винной лавки, но начальство не откликнулось на наши к ним мольбы о закрытии винной лавки. Так они оставляют нас дойти до полного разорения и обречь себя на голодную смерть. Так мы просим вас не отказать посоветовать нам, как лучше выйти населению из такого трудного положения». Вот, что пишут, и все просьбы и ходатайства остаются гласом вопиющого в пустыне. Говорят, что это не селения просят. А кто же проситъ? Просят все, просят и те, кто не имеют права на сходы, т. е. женщины. Здесь уже начинается беззаконие, т. е. женщины сами составляют союзы для борьбы против пьянства. Женщины, не имеющия права участвовать на сходах, самостоятельно, рискуя навлечь на себя кару, как за незаконные сборища, выступают на эту борьбу с пьянством, которое так сильно, отражается на женщине. Из дер. Оксю-хово, Новгородской губ., пишут (Читает): «Измученные пьянством мужей, бабы заперли каменку (30 ноября 1907 г.). На другой день урядник с двумя стражниками замок сняли. По их отъезде бабы вешают замок снова. Является пристав с урядником и ломают замок. По их отъезде Оксюховския бабы соединяются с соседними Онисимовскими и вешают замок в третий раз. Являются пять стражников, снимают замок и дежурят. 6 декабря является пристав Дружинский, урядники и стражники. 7 декабря | - 503 - наехало четыре урядника, 56 стражников и исправник. Начинаются допросы, забирание и аресты подозрительных баб (одна от испуга рожает, будучи взята беременной). До 8 декабря «усмиряли» деревню, обыскивали, безчинствовали и угрожали». Это сообщение напечатано в «Бессарабской жизни». Гг., что это? Народ, бабы, крестьянки, несущия псе тяготы налогов, матери нашего будущого поколения идут с протестом против спаивания народа, и что же оне встречают. Поддержку? Нет, не поддержку. Их арестуют, обыскивают, допрашивают, не считаясь с беременным положением женщин. Но некоторые другия общества с этим боролись таким же путем. Я прочитаю, что пишут казаки Владимирской станицы, Нерусского окр. (Читает)-. «Владимирская станица, Нерусского окр., «потребовала» от областного начальства «обязательного закрытия» лавки № 733 с 1 января 1908 г. Начальство не обратило внимания. С половины января торговля прекратилась сама собой. Последовал в окружную полицию строгий допрос о причинах прекратившогося пьянства и о том, нет ли какого «крамольного возмущения», но такого не оказалось. Тогда были приняты «меры» и у лавки поставлено дежурство полиции с целью «строго следить за лицами, препятствующими винной торговле». Т. е. Правительство думало, что кто-то не допускаетъ^ казенной винной лавке и его надо было изъять и отправит в места, не столь отдаленные (Читает): «Таковых не нашли. «Меры» не помогли: оказалось, что станичники решили бойкотировать лавку и установили негласный друг за другом надзор с суровой карой. Нарушения этого решения не было до апреля, когда в № 84 «Донск. Обл. Вед.» было опубликовано распоряжение о закрытии лавки с 1 июля 1908 г.». Это, гг., характерное явление, произошел бойкот казенной винной лавки в казачьей среде. Нельзя этого требовать от всего населения. Казачество, в массе своей, принадлежит к |