— 446 — драках и разных распутствахъ»,—это пишут из Черниговской губ. «Пьяные, разнузданные парни, с пением грязных уличных песен, расхаживают по деревне, оскорбляют всех встречныхъ»,—это пишут из Харьковской губ. «Вследствие пьянства и развивающогося хулиганства, семейные отношения в деревне стали невозможными», — пишут из Тульской губ. «Каждый вечер пьяные песни молодежи и стариков оглашают деревню. Звенят разбиваемые стекла»,— пишут из Тверской губ. Если к этому серьезно проследить всю литературу, то вы увидите то же самое везде. Другие деятели на поприще борьбы с пьянством, как священник Миртов, в устроенной анкете Александро-Невским обществом трезвости, констатируют всюду и всеобщее пьянство. Все ответы утверждают, что употребление спиртных напитков среци женщин и детей обычное явление. Пьют учителя, врачи. Есть прямые указания, что пьют причты, пьют и противодействуют насаждению трезвости настоятели. Не могу еще не привести свидетельства духовного пастыря и епископа Мамадышского Андрея, который телеграммой сообщил на съезд следующее (Читает). «Пьянство, как величайшее народное бедствие, и торговля водкой, поощряемая близорукой финансовой политикой, создают условия жизни, позорные для русского народа. Лучший элемент казанских инородцев начинает борьбу с пьянством, считая его неизбежным следствием русификации, решительно отрицая его пользу для себя; могометане и язычники унижают русскую веру; как называюг православие, видя пьянство русского народа, пропивающого свои жалкие трудовые гроши. Трезвые могометане ежегодно сберегают 70.000.000 p., как говорит статистика, только запрещением своим единоверцам пить русскую водку. Необходима помощь и быстрая, чтобы пьянство совершенно не погубило русский народъ». Это слова пастыря, стоящого наверху | — т — нашей священнической иерархии, хорошо знающого жизнь и видящого, какие результаты приносят религиозные и трезвые заветы в инородцах. Гг., говорят, что я обвиняю крестьян в пьянстве. Я заявляю и не раз заявлял, что все мои указания делаются не в обвинение крестьян, не в обвинение рабочих, не в обвинение армии, не в обвинение учителей и духовенства; все это я говорю только для того, чтобы обратили серьезное внимание на отраву, которая существует в народе. Я глубоко верю и признаю, что нет народа, лучше русского, что нет армии, доблестней русской, но я говорю о том зле, которое у нас есть, в смысле взимания налога при посредстве спиртных напитков, когда насильно ставят кабаки, насильно распространяют продажу спиртных напитков, с тайной продажей не борются, а сознательно ее допускают, когда этот народ при этой системе доводится до ужасных видов, о которых приходится докладывать. Напр., доктор Коро-вин говорит: «В России потребление вина и число зачатий пропорционально, так что в рождающихся детях алкоголизм сидит в крови». Это указание доктора Коровина важно в том отношении, что родившийся уже расположен к принятию спиртных напитков. Проф. Сикорский говорит: «в России алкоголизм влечет за собой более гибельные последствия для потомства, чем в других странахъ». Да, это и естественно, потому что у нас пьют 40° водку. Проф. Сикорский дальше говорит (Читает): «России принадлежит первое место по исключительному потреблению одних крепких напитков, именно водою». Монополия — наша финансовая система — это самый ужасный наш внутренний заем, проценты с которого уплачиваются здоровьем настоящого и будущого поколений. Повсюду проникла, везде свирепствует непрекращающаяся алкогольная эпидемия, в которой гибнут здоровье, сила и нравственность одного из |