— 444 — развито. За 14 и 15 августа 1908 г. в Самаре подобрано было полицией 168 чел., упишпихея до положения риз. За те же дни увеличилось число холерных заболеваний. В два дня было поднято на улицах в безчувственном состоянии 168 чел.! Гг., ведь это не чужия нам лица привели себя в подобное состояние; это родные наши отцы, братья и дети. Я не могу еще не указать на слова одного из высокостоящих государственных деятелей *), который по должности губернатора приезжал смотреть разграбленный огромный винокуренный завод. Он говорил: «я никогда не могу забыть той ужасной картины, которая была перед моими глазами. Видали ли вы когда в мухоловке, в тарелке для мора мух полное блюдечко покрыто сплошь мухами, подохшими от отравы? То же самое я видел в резервуарах для спирта, в которых плавали мертвые лица, отравленные и упившияся спиртом в этих цистернах. Я не могу забыть вида и живых, когда они обращались ко мне с просьбой о снисхождении, стоящих передо мной на коленях с мутными глазами. Такую картину я не забуду до смерти». Гг., но этим дело всетаки не кончается. Я считаю необходимым возможно подробнее обсудить этот вопрос, с этой высокой трибуны, потому что этот вопрос в нацией стране, в нашем государстве не пользуется популярностью и не считается вопросом государственной важности; печать к нему относится глухо, печать этому вопросу не уделяет должного внимания, не придает серьезного значения. Проф. Дриль говорит (Читает): * Вспомните о рабочем, убийце своей жены, который двое суток, не заявляя о преступлении властям, продолжал спать рядом с трупом им же убитой женщины». Дальше проф. Дриль говорит: «Один бьет и увечит жену, сам не зная, за что. Другой, не имея возможности до- *) Покойный Председатель Совета Министров, II. А. Столыпин. | — 445 - стать ночью водки, убивает двух приютивших его женщин, с единственной целью получить ночью же стакан водки от начальства, которому поведает о своем преступлении. Третий, на предложение приятеля отрубить ему голову, преспокойно и мирно рубит ее. Четвертый насилует, душит свой разбитую парали-чем 103-х-летнюю бабушку и спокойно возвращается к собутыльникам. Пятый, не допущенный на поезд, идет домой, ножом наносит раны жене, режет двух своих детей, возвращается на вокзал и ранит жандарма и незнакомого пассажира. Куда же итти дальше? Все это приводящия в содрогание алкогольные цифры вырождения. Какое же правильное развитие культуры, какое государственное блогополучие и истинный, а не полицейский порядок можно создать с такими гражданами? «Трудно понять, как может алкоголизующийся народ завоевать или сохранить свой свободу», замечает гигиенист проф. Бушар. Другой профессор Пруст сообщает «Привычка пить влечет за собой нерасположение к семье, забвение всех общественных обязанностей, отвращение к труду, нищету, кражи и преступления». В 1838 г. ка-пуцинский монах Матье выступил с пламенной проповедью против ирландского алкоголизма, и уже через месяц одна тюрьма в Дублине была закрыта за недостатком питомцев, а население другой понизилось с 3.202 чел. до 1.604». Это все слова проф. Дриля, знатока народной жизни. Доктор Марков, кончая свой лекцию сказал1 «Вместо думского: «ядъ» на этикете для водки следует написать, 40°|() спирта 30°|„ чахотки и 30"|о сифилиса». А я прибавил бы от себя и—90°|„ нищеты. Чем пестрят, гг., наши корреспонденции из деревни? Я приведу эти корреспонденции для того, чтобы доказать, что пьянство имеет невозможные формы проявления. Вот что нам пишут из деревни {Читает): «У нас празднуют в году что-то более 100 дней. Праздничные дни проводятся в пьянстве, |