Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 340   >>>

— 340 —

даже дворника или кучера к скотине, если он не трезвый в жизни. Можем ли мы допускать, чтобы к школе был нетрезвый учитель? Гг., все это не важно, а важно другое: как люди, которые пользуются глубоким уважением и большой популярностью, как знатоки народного образования, как они на это смотрятъ? Передо мной лежит выписка, которая говорит, что об этом думал и как говорил известный педогог Рачинский. Он говорит (Читает): «И если в настоящее время, в минуту пробуждения в нашем народе сознательного христианства, соперником является кабак, если пьяный разгул слишком часто заглушает в нем всякое движение духа; если в этой борьбе не произойдет скорый и решительный поворот, то вечный позор, всем нам, людям досуга и достатка, мысли и знания,—печатного слова и Правительства. Позор и проклятие нашему мертвому образованию, нашей праздной болтовне, нашей духовной пустоте и бессилию!» Гг., говорить все это заставляет меня знание русской жизни и масса виденных мной примеров, когда учитель является не на высоте своего призвания по поводу этого недуга, т. е. прямо слабости

Откровенно Вам сказать, как мало сделало духовество для трезвости народной и как много сделать могло! Молчали и сами пили. Об этом говорить, кричать надо самому духовенству, кричать и будить спящих. (Из письма ко мне священника).

Нам известен одинокий вдовец, почти 50-ти летняго возраста, приходский священник. Недавно он в пьянстве своем сделал перерыв. В праздник пришли к нему крестьяне „Вы что?"—*С праздником, батюшка!"—„Водки нет, убирайтесь!“--Стало быть, для водки приходили к пастырю пасомые, а без водки не о чем было с ними и говорить. („Сибирск. Епархиальн. Ведома 15 января 1910).

Журнал Д. Бородина „Трезвость и Бережливость" за 1903 г. рассказывает, как в одном месте священники разными происками выжили священника-трезвенника, в том-же месте церковная сторожка служила распивочной и раскурочной, где отцы-дияконы с прихожанами распивали водку (№ 1, стр. 54). В другом месте священник напаивал крестьян для отобрания подписей об удаления трезвенника-священника (№ 6 стр. 40).

Духовенство наше мало заботится об отрезвлении народа. Я знаю случай, когда священник, по случаю своего 25-ти летняго юбилея, поставил своим прихожанам - крестьянам 9 ведер водки. (Из письма ко мне г-жи Г- ой).

— 341

к спиртным напиткам. И нам, народным представителям, знающим народную жизнь, знающим все последствия от неправильно поставленного воспитания нашего юношества, надо на этот вопрос взглянуть серьезно и, говорю откровенно, не стесняться в принятии мероприятий к оздоровлению нашей школы. Не могу никак согласиться с тем, что к этому вопросу надо относиться снисходительнее, как я слышал от многих членов Думы Мы желаем видеть наших детей, будущих наследников Российского государства, безусловно здоровыми и материально обезпеченными, а это может быть при единственном условии, если подростающее поколение признает вред, приносимый спиртными напитками, а этому научить его может только наш учитель.

Прсдседапгельствующий. Член Государственной Думы Челышов предлагает ст. 3:? дополнить п. 8-м следующого содержания: „и ведущие нетрезвый образ жизни*. Ставлю это дополнение на голосование. (Баллотировка). Принято 112 голосами против 103 (Голоса: в двери). Я слышу голоса: в двери. Угодно будет Государственной Думе проверить голосование? (Баллотировка). Принято. Прошу помощников пристава закрыть двери. Приступаем к поверенному голосованию. (Происходит баллотировка выходом в противоположные двери). Позвольте об-

II по сию пору в большинстве провинциальных углов трезвенность, отрицание вина считается первым признаком неблогонадежности, первым шогом к отрицанию небесных и земных властей. Так смотрят в дереве не только простые мужики и урядники, но и священники. И по сей день нередко отчет священника об отпадении от православия начинается словами:—перестал пить вино и посещать церковь („Речь" 3-го сентября 1908).

Буддийское духовенство идет навстречу трезвой бурятской молодежи и добилось путем пропаганды того, что во многих районах агинских бурят перестали курить араку—молочное вино. В прошлом буддийские монахи—ламы вели от имени Будды священную пропаганду против опьяняющих напитком („Забайкальск. Новь" 8-го октября 1909).

Выпивший мулла-вещь совершенно неизвестная у мусульман. Но у мусульман духовенство выборное, как и у наших старообрядцев. Как только появился хоть признак, хоть единичный случай, что мулла был пьян или как будто пьян татарское село или деревня немедленно устраняет его и требует себе у духовного начальства другого. Этим народным требованием, строгой народной ревизиею, весь состав мусульманского духовенства сделан трезвым. (Розанов в „Новом Времени" 18 декабря 1907 г.).



Hosted by uCoz