Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 339   >>>

- 339 -

случай: 20 ноября 1909 г. доктор Вержбицкий должен был в Соляном Городке сделать доклад о борьбе школы с алкоголизмом; на этот доклад разослано было до 800 повесток всем директорам и заведывающим училищами в Петербурге, так как имелось в виду привлечь учащий персонал к организации среди учащихся кружков трезвости. Не явился ни один, и доклад не состоялся. Вот эти документы ясно говорят о том, как относятся наши учащие к этому вопросу; они к нему относятся не с должным вниманием, почему — судите сами *). Другой еще есть пример, очень характерный: на пастырском собрании Дубосищенского блогочинниче-ского округа 30 декабря 1909 г. решался вопрос о борьбе с народным пьянством. Отцы-трезвенники предлагали дать подписку о воздержании от употребления спирных напитков во время исполнения треб, но это предложение не прошло **). Вот, гг., ассигнуя народные средства на народные школы и желая, чтобы она была блогоустроена во всех отношениях в здоровой обстановке, мы не можем оставаться безучастными к тому вопросу, чтобы там наши дети имели примером своим трезвых учителей. Ведь, п\, никто из вас не возьмет прислугу, никто не возьмет

*) IJ. Е. Усачсв на антиалкогольном съезде: „Все инородцы отличаются большой трезвостью; их обычаи и религиозные особенности обязуют их к этому. Я знаю колонистов - немцев, живущих в Саратовск. губ., 30 лет тому назад они жили своими религиозными устоями и экономически были обезпечены настолько, что русские, жившие в соседстве с ними, брали с них пример. Когда им навязали русских земских учителей, нередко со слабыми наклонностями к алкоголю, они внесли и в этот трезвый элемент привычку пить водку. Если школа русская станет на высоту, подобающую ей, ..то к ней придут все народности, но пока она представляет лишь расшатанность. 90п/о подверженных алкоголю духовенства, посылаемого в народ учить его, сами нуждаются в исцелении. Не следует стеснять инородцев-в преподавании на их родном язык е".

**) Малоуспешное™ борьбы с пьянством в большинстве случаев, обусловливается индиферентным, а иногда и враждебными отношением к делу духовых лиц, стоящих во главе населения. („Православное духовенство в борьбе с пьянствомъ" свящ. II. Полякйва— стр. 6).

— 340 —

даже дворника или кучера к скотине, если он не трезвый в жизни. Можем ли мы допускать, чтобы к школе был нетрезвый учитель? Гг., все это не важно, а важно другое: как люди, которые пользуются глубоким уважением и большой популярностью, как знатоки народного образования, как они на это смотрятъ? Передо мной лежит выписка, которая говорит, что об этом думал и как говорил известный педогог Рачинский. Он говорит (Читает): «И если в настоящее время, в минуту пробуждения в нашем народе сознательного христианства, соперником является кабак, если пьяный разгул слишком часто заглушает в нем всякое движение духа; если в этой борьбе не произойдет скорый и решительный поворот, то вечный позор, всем нам, людям досуга и достатка, мысли и знания,—печатного слова и Правительства. Позор и проклятие нашему мертвому образованию, нашей праздной болтовне, нашей духовной пустоте и бессилию!» Гг., говорить все это заставляет меня знание русской жизни и масса виденных мной примеров, когда учитель является не на высоте своего призвания по поводу этого недуга, т. е. прямо слабости

Откровенно Вам сказать, как мало сделало духовество для трезвости народной и как много сделать могло! Молчали и сами пили. Об этом говорить, кричать надо самому духовенству, кричать и будить спящих. (Из письма ко мне священника).

Нам известен одинокий вдовец, почти 50-ти летняго возраста, приходский священник. Недавно он в пьянстве своем сделал перерыв. В праздник пришли к нему крестьяне „Вы что?"—*С праздником, батюшка!"—„Водки нет, убирайтесь!“--Стало быть, для водки приходили к пастырю пасомые, а без водки не о чем было с ними и говорить. („Сибирск. Епархиальн. Ведома 15 января 1910).

Журнал Д. Бородина „Трезвость и Бережливость" за 1903 г. рассказывает, как в одном месте священники разными происками выжили священника-трезвенника, в том-же месте церковная сторожка служила распивочной и раскурочной, где отцы-дияконы с прихожанами распивали водку (№ 1, стр. 54). В другом месте священник напаивал крестьян для отобрания подписей об удаления трезвенника-священника (№ 6 стр. 40).

Духовенство наше мало заботится об отрезвлении народа. Я знаю случай, когда священник, по случаю своего 25-ти летняго юбилея, поставил своим прихожанам - крестьянам 9 ведер водки. (Из письма ко мне г-жи Г- ой).



Hosted by uCoz