- 323 — I. Алкоголизм и школа.Заседание Госуд. Думы 3 ноября 1910 г.—Обсуждение статьи 12-й внесенного Министром Народного Просвещения законопроекта о начальных училищах.Гг. члены Государственной Думы. В рассматриваемом нами законопроекте ст. 12 перечисляет все предметы, которые должны будут проходиться учащимися в начальных наших училищах. Предметы эти суть следующие ( Читает): «закон Божий, русский язык, арифметика, краткий курс геометрии в связи с черчением, география, история России, краткия сведения по природоведению и обществоведению, чистописание и, по возможности, пение, рисование и физическия упражнения». Гг., все это нужно, все это необходимо знать для под-ростающого поколения, для развития его молодого ума, но есть еще один предмет, — я его называю именно предметом, потому что это вещь серьезная, глубоко пустившая в народную жизнь свои корни, — изучение которого я считаю для народа необходимым: это ознакомление с последствиями отравления спиртными напитками народной жизни. Поэтому я считаю необходимым дополнить эту статью следующими словами: после слов «по природоведению» добавить слова: «о вреде, приносимом употреблением спиртных напитковъ». Дополнение это я считаю потому необходимым, что все подростающее поколение должно знать, что все, что делают они, глядя на старших, видя, что старшие пьютъ—а они по неопытности, по не знанию делают то же самое, думая, что пьют для веселья, что будто бы спиртные напитки дают веселое настроение, а также пьют для молодечества, — они должны знать, что это даром не пройдет никогда, что это не проходит даром, говорит наука. Во всех исследованиях наука доказывает, что употребление спиртных напитков есть потребление яда, ужасного по своим последствиям, | - 324- — что это отразится на здоровом, чистом, святом человеческом уме и организме. И важно еще то, что все страшные яды не имеют одного того качества, которое имеет алкоголь; все эти яды не имеют притягательной силы к себе, а алкоголь имеет ужасную притягательную силу, и человек, раз испробовавший его, редко теряет влечение к этой отраве. Весь ужас всего человечества в том, что человек соприкасается с так щедро везде обслуживающими его питейными заведениями, и что население всегда и везде, во всякое время дня и ночи может эту проклятую отраву иметь. Его неведомая сила влечет для удовлетворения пагубной для него потребности. Я должен указать еще и на следующее положение, что с этим злом отравы населения алкоголем соседи наши, культурные государства, уже борются, этот вопрос признали вопросом государственной важности и рядом мероприятий в своих государствах уделяют этому в своей школе одно из первых мест *). В Америке преподавание о вреде алкоголя в школах введено как обязательный предмет и занимает то же положение, как история и география, и имеет значение при переводе из класса в класс. В Соединенных Штатах требуется, чтобы для низших школ 20 — 25 проц. книг для Чтения было посвящено алкоголю. В Канаде никто не получает аттестата на право преподавания в общественных школах, если не выдержит испытания по физиологии и гигиене, при том специально в применении к алкоголизму. В настоящее время 22.000.000 детей воспитываются в школах в правилах строгого воздержания от алкоголя. В 1882 г. американское общество врачей выступило прямо с требованием к правительству Соединенных Штатов относительно введения в школы антиалкогольных наук. Другая страна — это' *) Уже Платон говорил о необходимости антиалкогольного вос-питания и предлагал ввести закон, запрещающий потребление алкоголе детьми и юношами. (Д. Бородач на 1-м антиалкогольном съезде)- |