Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 113   >>>

-113 —

дем к высшей иерархии, к высшим учебным заведениям, к этим светочам науки, откуда вещаются истина и знание,— к университетам. И вот, ректор университета, которых всего в России 7 или 8, получает по 5.000 p., профессор получает,—это человек с высокоразвитым умом, такой, которых тоже немного и о которых говорил член Государственной Думы фон-Анреп, что их нет, не хватает,— только по 3.000 p., а доценты—по 1.200 р. Да разве достаточное и приличное содержание это? И меня до глубины души возмущает такая оплата труда лиц, служащих государству, и вот почему. Вот смета доходов и расходов по винному делу: управляющий акцизными сборами по губернии получает от 8.100 р. до 11.000 p.,—двойное жалованье ректора нашего университета. (Голоса: верно!). Господа, что вы хотите при этаком сравнении? Помощник управляющого получает от 6.000 р. и больше, младший ревизор и младший техник получают от 3.850 р. до 4.000 р. Каковы их обязанности? Какую пользу приносят они стране и народу? Я думаю, господа, многие из вас не знают, какую пользу, а если знают, то знают только с нехорошей стороны. Младший ревизор получает от 3.850 р. до 4.600 p., бухгалтер получает от 2.650 р. до 3.500 p., надзиратель округа 1-го разряда от 4.200 р. до 5.000 р. слишком, надзиратели 2-го разряда от 3.500 р. до 4.280 p., старший участковый надзиратель 2.950 p., младший участковый надзиратель от 2.750 р. и до 3.000 p., младший помощник надзирателя 2.500 p., делопроизводитель от 1.600 р. до

2.000 p., старший штатный контролер от 1.300 р. до

1.500 p., младший штатный контролер 1.050 р. Я не буду перечислять всех таких господ, служащих по винному делу, которые получают громаднейшия содержания, но невольно мне, как простому плательщику налогов, это бросается в глаза. Я плачу налоги и хочу, чтобы эти налоги равномерно шли на лиц,

— 114 -

служащих государству, без ущерба интересов одного против другого. Вот это-то ^соотношение, по-моему. и есть результат тех непорядков, которые царят в настоящее время в нашей как низшей и средней, так и высшей школе. Я был на одном из заседаний бюджетной комиссии, и Министр Финансов с гордостью, говорил, что «наш отдел Министерства Финансов, по винному делу, стоит так, как ни в одном из Министерств, и ни одно из них не может похвалиться своею аккуратностью: мы вам, говорит, в любое время даем какия угодно справки». Не хвалиться надо было бы этим делом, а со стыдом нужно было бы о нем говорить. А вот, если бы Министерство Народного Просвещения нам похвалилось, я глубоко, несказанно был бы рад и не пожалел бы ассигновать средства на народное просвещение! (Рукоплескания па всех скамьях) Знаток народного просвещения, профессор фон-Анреп, помните, назад 3 дня тому, говорил здесь,—ведь от всех его слов волос дыбом становился, кровь стыла в жилах,—он говорил: «дайте нам профессоров, дайте наставников, их у нас нетъ»,- так кажется, насколько я помню, он сказал. (Возгласы: да, да). И мы, не имея их, бессильны теперь двинуть народное образование по широкому, чистому пути света и знания и к могуществу русской страны. Как же вы это можете двинуть, когда вы гроши платите на народное просвещение? Какими же путями можете двинуть это дело, когда вы на него средств не хотите ассигновать? Я вам прямо говорю—не хотите,—так как из доклада нашей комиссии не вижу стремления в широких размерах поставить народное просвещение. И вот, господа, в результате недостача, не то, что недостача, а просто прижим народного просвещения. Скажу несколько слов о том, как учили в наших училищах, в низших и средних,—о высших я говорить не буду, предоставляю это другим ораторам; а



Hosted by uCoz