— 92 — однократно были высказываемы мнения о громадном вреде для населения России широкого распространения и быстрого роста потребления крепких спиртных напитков и о необходимости принятия мер к сокращению пьянства. Мысль эта не могла не встретить нравственной поддержки со стороны большинства Государственной Думы, но препятствием к принятию радикальных в этом отношении мер служат соображения финансового характера, так как наш бюджет в значительной своей части основан на доходе от казенной винной операции *). В законопроекте «о сосредоточении мест продажи крепких напитков исключительно в городахъ» высказываются соображения о том, что имеющий произойти от этой меры дефицит в бюджете возме-стится отчасти улучшением общого экономического быта населения и увеличением его платежных средств, а на покрытие остального недобора можно временно возвысить налоги на некоторые уже и ныне существующие предметы обложения и установить некоторые новые источники доходов. Прежде чем определять размеры этого повышения налогов, следует остановиться на выяснении размера того дефицита, который может образоваться в бюджете от проведения закона «о сосредоточении мест продажи крепких спиртных напитков исключительно в городахъ». По исчислению Министерства Финансов потребление крепких напитков в 1908 году расчитано в 85.360.000 ведер на сумму 690.163.000 руб. Из этого количества городами потребляется х|з т.-е. около 28.000.000 ведер, а деревнями -|а. т.-е. 56.000.000 ведер. *) По смете на 1908 год предположено поступление валового сбора от казенной винной операции 696.225.000 руб., а за покрытием эксплоатационных расходов по этой операции в сумме 214.000.000 руб., получается чистый доход 482.000.000 руб. | — 93 — Однако нельзя предполагать, чтобы, при проведении упомянутого выше закона, население деревень совер шенно перестало потреблять спиртные напитки, так как оно не лишено будет возможности приобретать таковые для своих потребностей в городах. Допустив однако, что потребление водки населением деревень сократится на 2|з , мы получим недобор около 37 мил. ведер на сумму около 300 мил. руб. Но эта сумма дефицита в бюджете должна быть уменьшена приблизительно на 90 мил. руб., вследствие сокращения эксплоатационных расходов Министерства Финансов по организации продажи крепких напитков в селах и деревнях *). Следовательно возможный дефицит определяется лишь суммой в 210 миллионов рублей. Переходя к вопросу об увеличении налогов на существующие уже 'предметы обложения, как и об установлении новых, следует прежде всего заметить, что эти налоги предполагается установить временно, до поднятия платежных сил страны с тем, чтобы немедленно восполнить дефицит, ожидаемый в бюджете от сокращения потребления крепких спиртных напитков. Засим в настоящем законопроекте не устанавливаются ни основания, ни порядок, в котором наиболее целесообразно было-бы произвести это увеличение налогов. Установить эти основания — будет делом той комиссии, на рассмотрение которой будет передано настоящее заявление, или правительства, если оно возьмет на себя выработку настоящого законопроекта. Как видно из нижеследующого, на восстановление возможного дефицита в бюджете предположено: а) повысить существующие уже и ныне налоги и б) установить новые предметы обложения. *) На общую сумму валового сбора в 696 мил. руб. эксплоатационные расходы Министерства составляют 214 мил., следовательно на 300 мил. падает около 90 мил. эксплоатационных расходов. |