— 71 — лавок и шинков доводит часто сельское население до раззорения и нищеты, уменьшая его платежную способность и создавая неоплатную недоимочность. Мы полагаем, что только полное удаление из сел и деревень мест продажи крепких напитков исосредоточение их исключительно в городах — может прекратить .безшабашное пьянство в деревне и поднять народное блогосостояние. Обращаясь к финансовой стороне вопроса, нельзя не отрицать того факта, что означенная реформа в деле питейной торговли не может не отразиться на уменьшении поступлений от нея в рессурсы казны. Однако, это уменьшение нельзя предполагать настолько значительным, чтобы оно, путем увеличения некоторых существующих прямых и косвенных налогов или установлением новых предметов обложения не было легко и полностью покрыто, напр., можно увеличить совершенно ничтожный в настоящее время государственный налог на земельные недвижимые имущества, а также промысловый сбор с доходов от денежных. капиталов, сбор с питей (увеличение акциза на пиво, виноградные вина и водку, как предметы роскоши), табачный и нефтяной доходы, пошлины гербовые, судебные и канцелярския (с записи документов), пошлины с переходящих имуществ, с застрахованных от огня имуществ, телеграфные доходы, оброчные статьи и промыслы и пр., до сего времени не обложенные; обложить промысловым налогом все театры, цирки и прочия зрелища, наравне с промышленными заведениями; обложить лиц, занимающихся, так называемыми, свободными профессиями, как адвокатов, врачей, архитекторов, инженеров, художников на всех поприщах искусства, наравне с промышленниками, а также всех служащих в государственных и общественных учреждениях, наравне со служащими в промышленных предприятиях. С другой стороны решительное сокращение пьян- | — 72 — ства повлечет за собой весьма значительное сокращение расходов по министерствам финансов, внутренних дел и юстиции, а уменьшение потребления вина будет иметь результатом улучшение материального положения сельского населения, и потерянные от сокращения продажи водки в селах миллионы рублей поступят в государственную казну иными путями, как, напр., расширением потребления чая, сахара и других предметов потребления, главное огромным подъемом производительности народного труда, последствием чего наступит улучшение податной платежной способности населения. Проект изменения и дополнения нижеследующих cm. cm. Се. Зак. т. V, гизд. 191.1 иода. Действующая редакция: Ст. 558. Продажа спирта, вина и водочных изделий производится из принадлежащих казне заведений, а также из заведений, содержимых частными лицами, коим сия продажа будет казной поручена. Ст. 674. Заведения для раздробительной продажи крепких напитков дозволяется открывать во всяком населенном месте, но открытие корчем и постоялых дворов с питейной продажею дозволяется и в не населенных местах. Предложенная редакция: Ст. 553. Продажа спирта, вина и водочных изделий производится исключительно в городах из принадлежащих казне заведений, а также из заведений, содержимых частными лицами, коим сия продажа будет казной поручена. Ст. 674. заведения для продажи крепких напитков дозволяется открывать исключительно в столицах, губернских и уездных городах. Подлинное заявление подписали следующие члены Думы: 1) М. Челыгиов, 2) епископ Митрофан, 3) А. Тка- |