— 61 — мест выделки и продажи—687.000 руб., на приготовление и доставку вина—12.483.000 руб., на пособие заводчикам за лучшую успешную выгонку спирта— 2.150.000 руб., на уплату разным учреждениям за право торговли —133.000 р. Всего, господа, по этим учреждениям просят прибавки на 1908 г. более 1907 г. на 23.860.000 p., а на народное образование прибавляют только 7.000.000 р. При таком ведении хозяйства народного образования нам мало поможет ассигнование в настоящем размере. Нам нужно будет оглянуться на это, когда мы встанем на твердую почву, и не жалеть средств; жалеть, тут сказать мало, а это насущная необходимость, необходимость населения быть просвещенным и разумно воспитанным, и чтобы эта сумма ассигнования шла на него больше, а на тюрьмы меньше (Возгласы: браво). Но я, господа, не могу не высказать следующее свое глубокое убеждение. Здесь в законопроекте, в § 7, говорится, что во всех начальных училищах, получающих пособие от казны, обучение должно быть безплатным, но не говорится, каким оно будет. Я простой человек, но то, что у нас в настоящее время называют народным образованием, по моему, это название не верное. Вот почему, господа Назад тому 20, 30, 40 лет грамотных далеко было меньше, но один другому на честное слово верил, а теперь и по векселям-то не платят. (Смех и рукоплескания). Раньше тюрьмы были почти что порожния, а теперь нам говорят: в три раза там больше арестантов, чем бы следовало по размерам помещения. Мы недавно целый день обсуждали закон о досрочном освобождении из тюрем, при чем одна из причин была именно эта. Нам представитель Его Императорского Величества, Председатель Совета Министров говорил в своей декларации, что у нас в стране завелся разбой. А грамотах ведь у нас больше, чем раньше было. Теперь Другия вещи, господа. В настоящее время у нас пол- | — 62 — ный почти что разврат, разврат мысли, печати, слова, а также и физический. (Голос справа; смотрите налево). Все эти вещи, господа, заставляют меня думать, что то, что теперь называют образованием, есть необра-зование потому, что при увеличении его, люди лучше не делаются. Чего-то не хватает, что-то не так. Нам, простому народу, под этой вывеской, где на голубом фоне написано золотыми словами «Министерство Народного Просвещения», дают что-то другое и вводят это в жизнь. Вот об этом, господа, я и хочу сказать несколько слов. Ассигнуя деньги, я должен знать, куда оне будут расходоваться, как оне будут расходоваться, при каких условиях и есть ли это действительно народное образование. Я не могу еще не подчеркнуть одну характерную черту последних событий. Недавно мы вели войну. Каков ея результат, господа? Мы слышали часто в России, что эта война не патриотична, а потому нет у нас успеха к нашему оружию против наших врогов. Все ведь это, господа, мы часто слышали. Как могла зародиться эта мысль у патриотовъ? Я укажу на Суворова, который по Италии ходил колотить французов. Война эта действительно была не патриотична, но народ тогда был воспитан в вере, а ведь только верующий человек патриотичен и подчиняется закону, который заставляет его поступать так, как нужно поступать по совести. (Голоса справа: браво!). У нас в настоящее время существует коммисия по обороне. Этой комиссии нужно подумать о том, что только народ просвещенный, разумно развитый и с головой, набитой знаниями, но воспитанный в религиозном чувстве, есть патриот, и только при патриотизме можно отстоять наши границы, а если этого не будет в народе, то мы напрасно будем стараться. (Рукоплескания справа). Но, господа, я хочу только указать еще на следующее положение. Говорят, что воспитывает народ семья, а школа только учит. Вот, по этому вопросу я не могу согласиться |